Генсек НАТО Йенс Столтенберг хорошо знает позицию властей Украины и настроения украинских военных. Фото со страницы НАТО в Flickr
В начале июня 2017 года в Украине был принят закон, направленный на углубление сотрудничества с НАТО. В соответствии с данным документом должны быть внесены изменения в закон об основах внутренней и внешней политики, принятый в 2010 году, а также в закон о национальной безопасности 2003 года.
Курс Киева на расширение сотрудничества с НАТО начал формироваться в 90-х годах прошлого века при Леониде Кучме. На фоне заявлений о сохранении отношений с Россией неизменно подчеркивалась необходимость движения Украины на Запад. Однако тогда все ограничивалось отдельными заявлениями и переговорным процессом. В 1998 году была принята Государственная программа сотрудничества Украина–НАТО, а в следующем году – создан Консультативный механизм с альянсом. При этом Киев не брал в расчет негативную реакцию России и не торопился менять свою политику в отношении альянса. Затем, в 2003 году Верховная рада приняла закон «Об основах национальной безопасности Украины», в котором задача по обеспечению членства страны в НАТО была одной из основных. В период правления Виктора Ющенко украинская внешняя политика была направлена на расширение сотрудничества с западными странами. Ключевая задача того времени – вступление в НАТО. В то же время альянс не торопился обнадеживать Киев. Несмотря на сдержанную политику НАТО, идея членства в альянсе не снималась украинским руководством с внешнеполитической повестки дня.
В целом тема отношений с ЕС и НАТО на протяжении длительного времени использовалась Киевом для дистанцирования от России, межгосударственные отношения с которой практически всю современную историю отличались конфликтностью, сложностью, взаимными обвинениями. Периоды нормализации российско-украинских отношений и готовности Киева идти на сближение с Россией были непродолжительными. Кроме того, они происходили в периоды ухудшения экономической ситуации в Украине и необходимости получения поддержки со стороны России. Затем Киев отыгрывал назад, занимая жесткую позицию.
В середине 2010 года в Украине был принят закон «Об основах внутренней и внешней политики». Помимо внеблокового статуса, в документе был зафиксирован приоритет европейского вектора украинского внешнеполитического курса, а в отношении НАТО речь шла о конструктивном сотрудничестве с альянсом по вопросам, которые представляли взаимный интерес.
Движение в сторону НАТО ускорилось в 2014 году, после государственного переворота, в ходе которого к власти пришли прозападно настроенные политические силы. В конце того же года Верховная рада внесла изменения в законы «Об основах внутренней и внешней политики» и «Об основах национальной безопасности». Документы предусматривали отказ от внеблокового статуса страны и углубления сотрудничества с НАТО. Этому должно было способствовать выполнение критериев, необходимых для последующего членства в этой организации.
В последнее время интерес к проблеме вступления страны в НАТО со стороны основных политических сил усилился в связи с приближением президентских выборов. Тема предоставления безвизового режима со стороны ЕС себя исчерпала, как и вопрос об «агрессии со стороны России». Это вынуждает украинских политиков ставить новые внешнеполитические цели, способные привлечь внимание электората. Соответственно антироссийская риторика подпитывается принятием новых законов, призванных ослабить не только экономические, но и культурные отношения между Россией и Украиной. Последним в этом ряду является закон, который устанавливает обязательную долю украиноязычного контента на телевидении в объеме не менее 75% от общего времени вещания.
В последние несколько лет отношения между Москвой и Киевом стали носить откровенно конфронтационный характер. Еще в 2015 году Киев принял новую редакцию военной доктрины, в которой Россия провозглашалась основным противником. В том же году была обновлена стратегия национальной безопасности, в которой сформулирована задача по формированию условий для вступления в НАТО. При этом документы отражали ярко выраженный курс на укрепление отношений с западными странами. В свою очередь, принятие Киевом закона открывает перед альянсом новые возможности по расширению своего влияния в одной из ключевых стран постсоветского пространства. НАТО будет выстраивать свою политику, исходя из заинтересованности Киева в получении внешнеполитической поддержки и экономической помощи. В обмен альянс будет требовать от Киева определенных уступок в военно-политической сфере, направленных на закрепление Украины в сфере долгосрочных интересов альянса.
Внешнеполитический курс Киева, направленный на членство в НАТО, лишен перспектив. По крайней мере в ближайшие годы. Конфликт на востоке страны, наличие проблем в экономике не позволяют Украине рассчитывать на то, чтобы стать членом альянса. На это указывают представители НАТО и с этим согласны в Киеве. Большинство украинских политиков, которые поддержали курс на углубление сотрудничества с НАТО, говорят о необходимости проведения реформ в вооруженных силах в соответствии со стандартами альянса, повышения боеготовности и противодействия российской политике.
Украина не в первый раз ставит перед собой внешнеполитические задачи, которые практически никак не увязываются ни с экономическими возможностями, ни с национальными интересами государства. Киеву удалось создать иллюзию необходимости проведения курса на вступление в ЕС и получения возможности для осуществления краткосрочных поездок в европейские страны. Теперь аналогичная политика проводится в отношении НАТО, притом что эта задача является малозначимой для украинской экономики и населения, чей жизненный уровень постоянно снижается. Однако это мало беспокоит основные политические силы, которые ради сохранения власти готовы вести страну в альянс, одновременно инициируя новый виток российско-украинского соперничества.