0
9410
Газета Интернет-версия

16.02.2015 00:01:00

Украина идет тропой Кот-д’Ивуара

Бахтияр Тузмухамедов

Об авторе: Бахтияр Раисович Тузмухамедов – профессор международного права.

Тэги: мус, украина, россия, украинский кризис, африка, международное право, оон


мус, украина, россия, украинский кризис, африка, международное право, оон До сих пор Международному уголовному суду в Гааге приходилось заниматься делами из Африки. Фото Reuters

Международный уголовный суд (МУС) – самостоятельный судебный орган, образованный на основании международного договора – Римского статута, подписанного 17 июля 1998 года. Среди нынешних 122 государств, являющихся его участниками, нет трех постоянных членов СБ ООН – Китая, России и США, – а также ряда крупных и влиятельных стран – Индии, Индонезии, Пакистана, Саудовской Аравии и др. Уточню: Россия подписала Римский статут в 2000 году, однако не ратифицировала его, что не препятствует ее позитивному сотрудничеству с МУСом.

Украина подписала Статут 20 января 2000-го, но через полтора года Конституционный суд (КС) по запросу президента вынес заключение о его частичном несоответствии Конституции, установив, что дополнительность МУСа по отношению к национальным органам правосудия и возможность осуществления им юрисдикции на территории государств-участников противоречит Основному закону. Суд решил, что устранение этого противоречия возможно путем внесения поправки.

О МУСе в Киеве вспомнили сразу после отстранения от власти правительства Виктора Януковича, как и о том, что ни с внесением поправок в Конституцию, ни с ратификацией дело не продвинулось. МУС не вправе распространять свою юрисдикцию на государства, не являющиеся участниками Статута, однако есть уловка: в нем предусматривается возможность для неучастника специальным заявлением признать осуществление МУСом юрисдикции на своей территории в отношении геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений, агрессии. До настоящего времени с таким заявлением в МУС обращалась только Республика Кот-д’Ивуар, причем сделала это дважды – сначала не справившись с бунтом военнослужащих, а потом с кризисом во власти. Впоследствии она все же ратифицировала Статут. Надо сказать, что власти тех африканских стран, которые участвуют в Статуте, не раз передавали в МУС ситуации, с которыми сами не могли совладать, по существу пытаясь втянуть его во внутриполитические склоки.

25 февраля 2014 года Верховная рада приняла обращение в МУС о признании его юрисдикции в отношении уголовного преследования лиц, виновных в совершении преступлений против человечности, во время событий в Киеве в период с 30 ноября 2013-го по 22 февраля 2014-го. В нем не содержалось признания юрисдикции МУСа, а главное – Рада просила о привлечении к ответственности конкретных лиц – членов низвергнутого правительства, в то время как в МУС должна передаваться ситуация, и уже в случае принятия ее к рассмотрению прокурор возбуждает расследование с целью выявления круга лиц, подозреваемых в совершении преступлений, определенных Статутом.

Потребовалось еще семь недель, чтобы в Киеве осознали, что общение с МУСом должно строиться иначе, и туда была передана сначала нота посольства Украины в Гааге о признании юрисдикции, а позже, для убедительности, еще и нота МИДа, которые уже не требовали преследования конкретных лиц, а просили «установить, расследовать действия и предать суду лиц, совершивших или потворствовавших совершению деяний на территории Украины» в указанный период. На этом основании прокурор МУСа начала предварительное изучение ситуации на предмет возможности расследования.

В Киеве между тем было предпринято еще одно действие: 14 апреля кабинет министров обратился в КС с запросом «определить конституционность возможной ратификации Украиной Римского статута Международного уголовного суда». Возможно, кабмину показалось, что порядком потрепанный КС (избиение новой властью этого Суда – отдельная тема) теперь решит так, как ей надо. И опять – то ли осознали, то ли получили разъяснения, что высшему суду не с руки давать противоположный ответ на однажды решенный вопрос. Политическая ситуация перевернулась, но Конституция-то осталась прежней!

В мае того же года самоназначенный президент Александр Турчинов внес в Раду, где он по совместительству был председателем, законопроекты о ратификации Статута и о внесении в связи с этим изменений и дополнений в УК и УПК Украины, однако дальнейшего хода они не получили. Возможно, пришло понимание того, что без изменения Конституции ратифицировать Статут не с руки?

В новом году вновь обострился интерес к МУСу со стороны властей Украины. 16 января в Раду вносится проект закона о дополнении Конституции следующим текстом: «Украина может признать юрисдикцию МУСа на условиях Римского статута». 

Скорее всего за образец взята поправка, внесенная в Конституцию Франции в преддверии ратификации статута, хотя в последней долженствование выражено более энергично. Однако на конференции в Мюнхене президент Петр Порошенко утверждает, что на изменение Конституции потребуется минимум год. А тут еще давит ЕС, напоминая, что одним из положений Соглашения об ассоциации с Украиной предусмотрено сотрудничество в «ратификации и имплементации Римского статута», хотя, откровенно говоря, в этой части язык документа не слишком строгий.

Между тем вновь свою лепту вносит Рада, приняв 4 февраля заявление о признании юрисдикции МУС в отношении украинских событий, на этот раз начиная с 20 февраля 2014 года «и по настоящее время», и опять указывает суду, кого и за что ему надлежит преследовать, на этот раз – «высших должностных лиц России и руководителей террористических организаций ЛНР и ДНР, чьи действия привели к особо тяжким последствиям и массовым убийствам украинских граждан». Остается только ждать более выверенной ноты посольства и МИДа.

Кстати, с чего вдруг инициаторы обращения полагают, что прокурор МУСа не обнаружит свидетельств преступлений, совершенных киевскими властями или теми, кто действует от их имени?

МУС – все еще новый и не вставший крепко на ноги институт. На предварительном рассмотрении у него находятся ситуации из Афганистана, Гондураса, Грузии, других стран, но пока практически ему пришлось заниматься лишь делами, возникшими из ситуаций в Африке, что привело к серьезным осложнениям в его отношениях с Африканским союзом. Творящееся в Украине – беда и позор для просвещенной Европы, и не секрет, что из-за своей беспомощности или нежелания повлиять на разрешение ситуации «на земле» некоторые члены ЕС обращают свои взоры к МУСу, благо ЕС имеет там немалый вес и влияние.

МУС оказывается в сложном положении: он бы и рад восстановить к себе доверие, взявшись за ситуацию, пришедшую не из Африки, однако сталкивается с неприкрытой попыткой использовать его в качестве «удлиненной руки» местного правосудия. И все же следует ожидать нарастания направленной против России активности украинских властей в международных органах правосудия – будь то в МУСе, Международном суде ООН или Европейском суде по правам человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1233
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
774
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1492
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1442

Другие новости