Интересная дискуссия, затрагивающая различные аспекты межрелигиозных и церковно-государственных отношений, развернулась на секционных заседаниях форума.
Работа секции "Преодоление и предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов" началась с выступления доктора философских наук Абдула Нуруллаева, который обратил внимание участников форума на принципы межрелигиозного диалога. По его мнению, при ведении такого диалога необходимо отказаться от обсуждения каких-либо мировоззренческих и богословских проблем.
Ответственный редактор "НГ-религий" Максим Шевченко в ответ на этот тезис возразил, что такое обсуждение, наоборот, необходимо, поскольку оно способствует преодолению заблуждений насчет содержания той или иной религиозной традиции, которые присутствуют в массовом сознании.
Председатель духовного управления мусульман Оренбургской области Исмаил Шангареев отметил, что Русская Православная Церковь сумела собрать на этот форум представителей конфликтующих сторон внутри иудаизма и ислама, не отдавая предпочтения ни одной из них. По его мнению, необходимо, чтобы государственные лица соблюдали такой же нейтралитет в отношениях с религиозными организациями.
Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон выступил с неожиданным предложением подготовить совместное заявление православного и исламского духовенства против военных действий в Чечне.
Стоит отметить, что основной темой выступлений мусульман стала, с одной стороны, близость христианства и ислама, а с другой - притеснения, которые, по их мнению, незаслуженно испытывают мусульмане в России. При этом большинство мусульманских лидеров подчеркивали осуждение как "чеченского терроризма", так и политики российских властей.
Имам-хатыб московской мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов отметил некорректность употребления таких терминов, как "умеренный ислам", "радикальный ислам", "фундаменталистский ислам": "К исламу прилагательные не прилагаются, это кощунственно, а вот мусульманин может иметь недостатки, и только мусульманина или мусульман можно называть фундаменталистами или радикалами". О Чечне имам, как и другие выступавшие представители ислама, заявил: "Хочу предложить, чтобы начались переговоры с теми, кто воюет", а также: "Когда не хотят переговоров - это высокомерие, а высокомерных Бог накажет".
Представитель муфтия Чечни Михаил Гагаев начал свое выступление со слов: "Я - террорист, у меня клеймо террориста┘". Далее он описал все бедствия, которые терпит чеченский народ. Касаясь вопроса об оказании гуманитарной помощи, Гагаев подчеркнул: "Прошу, чтобы вопросы об оказании помощи Чечне были согласованы с муфтием Чечни┘ и пусть ответственность будет на нем".
В заключение своей речи представитель муфтия Чечни отметил абсурдность термина "ваххабит": "В Уголовном кодексе нет понятия "ваххабит", и надо ставить вопрос об ответственности за геноцид того или иного народа┘ В Чечне зарплаты люди не получают, вклады из банков не могут получить, пенсии не выдают - разве это не геноцид?"
Не менее интересное обсуждение развернулось на заседании секции "Религия, государство, общество на национальном уровне".
Доктор философских наук Сергей Вайнштейн в своем докладе отметил, что в наше время резко возрастает интерес к религии, причем этот интерес носит этноконфессиональный характер. Религия затрагивает не только жизнь отдельной личности, но и всего общества, оказывая влияние на его нормы и ценности.
Раввин Хайм Беньяков, касаясь темы церковно-государственных отношений, подчеркнул, что власть должна контролировать религиозную ситуацию в стране исходя при этом из принципа "не навреди".
Продолжая эту тему, Максим Шевченко высказал идею о необходимости создания в России особого государственного органа по делам религиозных организаций. По его мнению, в идеале это должно быть министерство. Юридической основой для его деятельности станет существующий "Закон о свободе совести и религиозных объединениях", который, как считает Шевченко, вполне адекватен религиозной ситуации в стране, однако далеко не всегда используется на практике.
Канцлер Апостольской администратуры для католиков латинского обряда севера Европейской части России Игорь Ковалевский поддержал идею создания такого государственного органа, поскольку для религиозных меньшинств он мог бы стать гарантией соблюдения их прав, но вместе с тем не согласился с оценкой закона как "адекватного".
Заместитель председателя Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве печати и телерадиовещания России Александр Щипков добавил, что речь должна идти скорее не о министерстве, а об особом департаменте, встроенном в систему полномочных представителей президента, что позволило бы ему в регионах действовать независимо от местных властей.
Участники еще одной секции под названием "Взаимодействие с международными межрелигиозными организациями" в процессе оживленной дискуссии пришли к выводу о необходимости дальнейшего укрепления такого взаимодействия, поскольку это послужит дополнительным гарантом сохранения межрелигиозного мира.