Свое приветственное послание участникам форума направил президент РФ Владимир Путин, в котором он, в частности, отметил, что "в России веками бок о бок жили люди разных национальностей и вероисповеданий. Добрые традиции уважения и терпимости - наше бесценное богатство, которое мы обязаны сохранить и приумножить".
Приветствия поступили также от правительства РФ, председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева, мэра Москвы Юрия Лужкова и др.
Пленарное заседание форума открыл Святейший Патриарх Алексий II. В своей речи предстоятель Русской Церкви, как и Владимир Путин, особо подчеркнул, что в России всегда мирно сосуществовали различные религиозные традиции: "На протяжении столетий последователи православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма жили в наших землях в мире и взаимном общении, стараясь помогать друг другу. У нас не было религиозных войн: мудрость государственных и духовных лидеров позволяла людям хранить свою веру, жить согласно исконным традициям, гармонично взаимодействуя на благо Отечества и его народа".
Распад СССР и процесс образования независимых государств привел, по мнению Его Святейшества, к появлению целого ряда межрелигиозных и межнациональных конфликтов. При этом их реальные причины носят отнюдь не религиозный и не национальный характер: "Разрушительные силы, движимые гордыней, алчностью и жаждой власти, пытаются столкнуть людей разных национальностей и вероисповеданий. Реальной угрозой миру становится терроризм и экстремизм, который подчас пытаются оправдать религиозной риторикой. Находится немало желающих злоупотребить сильнейшими чувствами верующих для разжигания конфликтов, для радикализации межнациональной и политической борьбы".
Алексий II считает, что остановить эту вражду как никто другой могут религиозные лидеры: "Если мы скажем решительное "нет" насилию, ненависти, фанатизму, попыткам использовать религиозные чувства в неблаговидных целях, это станет самым существенным вкладом в мирное обустройство бытия стран Содружества".
Другой важной задачей духовных лидеров, по мнению Его Святейшества, является противостояние нравственному кризису, охватившему современное общество: "Мы являемся свидетелями безбрежного роста порока, преступности, бесчестья, морального нигилизма. Данные явления самым пагубным образом влияют на состояние государств и народов. Видя это, мы, на мой взгляд, призваны объединить усилия ради утверждения исконных, богоданных этических ценностей".
При этом, как считает предстоятель Русской Церкви, цель современного межрелигиозного диалога - не сглаживание доктринальных различий, не "смешение вер" и тем более не обсуждение внутриконфессиональных проблем. Главное его содержание - это "поиск совместной реакции на происходящее в наших странах и вокруг них".
Идею Святейшего Патриарха о необходимости укрепления межрелигиозного диалога ради сохранения мира поддержал в своем докладе и раввин Берл Лазар.
Предстоятель Грузинской Церкви Патриарх Илия II отметил, что при урегулировании межрелигиозных и межнациональных конфликтов необходимо заботиться о сохранении территориальной целостности государства. Он также особо подчеркнул угрозу межрелигиозному миру, исходящую от тоталитарных сект.
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин предложил участникам форума проект обращения к президенту Путину с просьбой о принятии мер против распространения публичных акций, оскорбляющих чувства верующих (к их числу он отнес и нашумевший в свое время показ телеканалом НТВ фильма "Последнее искушение Христа" и фильм Елены Масюк "Исламский полумесяц").
Раввин Адольф Шаевич подчеркнул необходимость борьбы с международным терроризмом, которая должна вестись как духовными, так и силовыми средствами. Он считает, что сами экстремисты обычно бывают не в состоянии осуществить на практике те идеалы религиозно-общественной жизни, за которые они якобы и ведут борьбу.
Выражая оптимизм по поводу перспектив межрелигиозного диалога, Шаевич заметил: "Недаром нас называют последователями авраамических религий". При этом раввин, по-видимому, совершенно забыл о присутствии в зале буддистов, которые, впрочем, не обижались и встречали его слова добродушными улыбками.
Председатель Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ Талгат Таджуддин также проигнорировал вероисповедание буддистской части российского населения, заявив, что у всех участников форума один Господь.
В своем докладе он подчеркнул, что для достижения межрелигиозного мира необходима соответствующая позиция духовных лидеров. При этом плохого религиозного вождя он сравнил с вороной, которая может привести "только к падали".
Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон в своем выступлении затронул тему конфликта на Северном Кавказе. Он отметил, что его епархия по просьбе российского командования отправляет в Чечню священников и семинаристов с миссией мира, чтобы помочь солдатам "преодолеть сердечное ожесточение и увидеть в чеченцах не врагов, но братьев". При этом митрополит Гедеон подчеркнул, что благотворительная помощь, организуемая епархией, направляется всем нуждающимся: христианам и мусульманам, русским и чеченцам.
Председатель Буддийской традиционной Сангхи пандито хамбо лама Дамба Аюшеев обратил внимание участников форума на серьезные материальные трудности, испытываемые российскими буддистами. При этом он выразил надежду на соответствующую поддержку со стороны государственной власти в лице президента Путина.
Председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов Петр Коновальчик в своем докладе подчеркнул, что религия сейчас не играет для большинства людей той роли, какую играла в прежние века. Ее влияние на жизнь общества, по его мнению, явно недостаточно: "Мы получили свободу проповеди, но вместе с тем имеем ли мы успех в нашем обществе? Все ли называющие себя христианами - христиане, а называющие себя мусульманами - мусульмане?" На российском телевидении, по мнению Коновальчика, практически отсутствуют религиозные, пастырские программы: "15 минут "Слова пастыря" митрополита Кирилла в субботу утром, когда люди спят┘ Все остальное время занято на телевидении в других нормах, нормах безбожных".
Лидер российских баптистов также отметил, что очень надеется на президента Путина: "Мы могли бы много чего сказать, а президент сказал (отвечая на вопрос о главном в человеческой жизни. - прим. "НГР") - "любовь"┘"
Основные идеи, высказанные докладчиками, легли в основу итогового документа Межрелигиозного миротворческого форума, который был заранее подготовлен редакционной комиссией и с небольшими поправками принят всеми участниками заседания.
В нем отмечается, что "стремительная секуляризация, побуждающая людей исключить религиозную мотивацию из общественно значимых отношений и действий, вступает в явное противоречие со стремлением верующих устроить земное бытие в согласии с высшей правдой┘
Сознавая нарастающую опасность конфликта между секулярным мировоззрением и приверженностью целостному религиозному образу жизни, мы призываем предпринять все возможные усилия для гармонизации существующих правовых систем и религиозно-нравственных традиций различных народов".
В документе выражается серьезная озабоченность в связи с участившимися актами вандализма в отношении священных мест, проявлениями ксенофобии и кощунства, пропагандой предвзятого отношения к религии, публичными акциями, связанными с оскорблением чувств верующих.
Участники форума заявляют, что "не отказываясь от права и обязанности давать моральную оценку действиям власти, религиозные деятели приветствуют развитие взаимодействия своих общин с государством в самых разнообразных сферах┘ Мы полностью поддерживаем усилия государства по утверждению терпимости, по содействию межрелигиозному, межэтническому и межкультурному диалогу, по противодействию экстремизму и терроризму. Мы решительно осуждаем насильственное обращение кого-либо в иную веру".
Необходимость в условиях глобализации влиять на общественные настроения подчеркивает, согласно документу, важность межгосударственных и межрелигиозных контактов: "Мы считаем весьма важным содействие интеграционным процессам в рамках СНГ, развитие нашего диалога с европейскими и глобальными межправительственными структурами. Мы открыты к укреплению взаимосвязей и сотрудничеству с международными межрелигиозными организациями".
Помимо итогового документа некоторые участники форума приняли также отдельное совместное заявление. Среди них митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, раввин Берл Лазар, раввин Адольф Шаевич, муфтий Равиль Гайнутдин, муфтий Талгат Таджуддин, канцлер Апостольской администратуры для католиков латинского обряда севера Европейской части России священник Игорь Ковалевский, председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов Петр Коновальчик, председатель Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев и др.
В этом заявлении осуждается религиозный экстремизм, в основе которого, по мнению авторов, лежат попытки злоупотребить чувствами верующих ради достижения политических и криминальных целей.
"К сожалению, эти явления не без злого умысла распространяются и на территорию стран СНГ. Из разных государств туда проникают эмиссары воинствующих движений, которые, своекорыстно используя символы ислама, пытаются в корне изменить исторический путь народов стран Содружества и ставший привычным для них уклад жизни. Все это сопровождается созданием незаконных вооруженных формирований, грубым вмешательством из-за рубежа в дела суверенных государств, созданием новых очагов напряженности, что все чаще приводит к массовой гибели невинных людей", - подчеркивается в заявлении.