-ЕВГЕНИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, радиостанция "Радонеж" существует уже более 10 лет. Какими вы видите задачи ее пребывания в эфире?
- Задача осталась прежней. Она заключается в евангелизации, в духовном просвещении. Те формы работы со слушателями, которые мы разрабатываем, мне кажутся оптимальными. Мы считаем, что те три часа, которые сейчас радиостанция вещает, это достаточно, даже многовато. Потому что те люди, которые нас слушают, а аудитория довольно большая, говорят, что радио "Радонеж" слушают, как "Голос Америки" в эпоху глушения.
У нас качественный передатчик - 612 килогерц. Лучше было бы FM-диапазон, но, к сожалению, сейчас получить его практически невозможно. За одно участие в конкурсе на получение частоты в этом диапазоне, даже когда мы подаем заявку на участие, должны заплатить 25 тыс. долл. А если мы выигрываем конкурс, то мы уже должны платить 100 тыс. долл. Но таких денег у православных просто нет. Получается, что частоту может получить только то некоммерческое вещание, которое имеет какие-то инвестиции из-за границы. Надеемся все же, что со временем эта ситуация исправится.
Сейчас нас можно слушать в системе Интернет. В любое время наши звуковые дорожки, звуковые файлы "висят" в Интернете, и всегда можно прослушать некоторые из наших последних программ.
Мы себя видим как "три часа тишины в эфире". Потому что всю внутрицерковную полемику мы стараемся выносить из радио в газету "Радонеж", которая предназначена для аналитических центров, для людей, которые хотят больше знать о событиях, обдумать их. А радио прежде всего - для проповеди Слова Божьего, для слова о спасении. Радио - это голос Церкви. Это гораздо более мощное, более сильное средство массовой информации, и посвящать его выяснению отношений между какими-то церковными группами, конечно же, мы не намерены. Когда мы имеем перед собой громадную, дехристианизированную страну, одичавшую нравственно и религиозно, заниматься выяснением отношений, это, по-моему, безнравственно. И это должно относиться ко всем журналистам, пишущим на церковные темы.
Что касается наших источников финансирования, то надо отметить, что, если лет пять назад у нас были крупные жертвователи, после кризиса 17 августа мы существуем исключительно на деньги наших слушателей. Только однажды, в самом начале работы радиостанции к нам поступило косвенное (непосредственно мы его получили от управляющего делами Московской Патриархии) одноразовое пожертвование из-за рубежа в рамках одной из программ сотрудничества РПЦ с Всемирным Советом Церквей.
- Каким принципом руководствуется радиостанция при выборе выступающих в эфире?
- Сама идея православного радиовещания возникла от того, что мы ясно понимали, что наша Церковь вышла из 70 лет гонений ослабленной. У нас ведь полностью была запрещена проповедь, люди просто не знали, что это такое. Поэтому талантливых людей, которые могли бы современным языком, просто и ясно рассказать о сути христианского вероучения, о Евангелии, было очень мало. И задача была в том, чтобы предоставить возможность этому небольшому количеству людей вещать на как можно большую аудиторию. Это были насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподаватели Московской Духовной Академии, многие московские батюшки - о. Димитрий Смирнов, о. Артемий Владимиров и другие. Постоянно участвует в наших программах и наш духовник - о. Амвросий (Юрасов). Помимо священников у нас выступают богословы, церковные историки. Мы приглашаем и на общественно-политические программы специалистов, хотя, конечно, стараемся показывать исключительно церковный взгляд на политические реалии.
Церковь вне политики, но она не вне общества. Мы не можем быть нравственно безразличны, например, к тому, что происходит в Чечне. Мы объявили по радио о сборе пожертвований в Сретенском монастыре для Чечни. И знаете сколько собрали? 50 тонн. Это было 15 "КАМАЗов" груза - медикаментов, продовольствия, одежды. Когда приземлился в Моздоке самолет с нашим грузом и его начали разгружать, там же из-за непогоды приземлился Ту-154 с журналистами. Они вместо Махачкалы из-за непогоды попали в Моздок. Снимать им было нечего, так как они приехали не по назначению. Единственный объект, который перед ними был, это гумпомощь. Состоялась импровизированная пресс-конференция. Они все это снимали, но ничего в эфир не попало. Вот вам политика светских СМИ. Они показывают трех кришнаитов, раздающих похлебку, а громадная помощь Русской Православной Церкви осталась за кадром.
Еще один пример - наше сотрудничество с организацией "Реставрос". Это замечательная молодежная организация по реставрации и обустройству храмов. Мы каждый раз по радио передаем, где, в какое время, в каком храме нужна помощь. Для молодых христиан очень важно какое-то совместное делание. И это совсем не обременительно - приехать помолиться и после богослужения час-два поработать, а затем посидеть за общей трапезой. Это и приятно, и во всех отношениях хорошо. Такое социальное служение радио - это наше ноу-хау.
Уже три месяца у нас пользуется огромной популярностью детская программа "Детский час". В начале читаются произведения христианских писателей. Это занимает обычно 10-15 минут. А после этого священники - о. Артемий Владимиров и Аркадий Шатов - беседуют с детьми, которые звонят прямо в студию - передача идет в прямом эфире.
Уже год у нас выходит новостная программа. Я считаю, что мы - одна из самых информированных структур у РПЦ. Мы примерно предполагаем, кто есть наш слушатель, и даем ту информацию, которая востребована православным слушателем.
- Известно, что духовником всего общества "Радонеж", а в частности и радиостанции, является архимандрит Амвросий (Юрасов). Насколько его личные взгляды на те или иные проблемы влияют на идеологию программ?
- По новому уставу братств РПЦ всякому братству полагается иметь духовника. А "Радонеж" возник вокруг о. Амвросия. Это была группа молодых интеллигентов, которые по разным причинам пришли к нему и избрали его своим духовником. "Радонеж" - это действительно братство не только по уставу, но и по сути своей.
О. Амвросий заботится прежде всего о том, чтобы в наших программах всегда присутствовал дух церковности. Он, конечно, высказывает свои суждения, участвуя в наших передачах, но никогда не навязывал своего мнения другим священникам, например, о. Артемию или о. Аркадию, или о. Дмитрию Смирнову. Впрочем, я думаю, что как Святые Отцы Церкви не противоречат друг другу, так и у нас на радио нет внутреннего противоречия в суждениях разных участников.
- Последнее время мы часто слышим мнение, что Церковь не участвует в политике. Как можно объяснить поддержку радио "Радонеж" генерал-лейтенанту Леонову в его предвыборной кампании?
- Наша аудитория чрезвычайно разнообразна. В ней есть и "консерваторы", и "либералы" (если эти термины применимы к церковной жизни). Поддерживать кого-то напрямую в выборах мы не имеем никакого нравственного права. Другое дело, что мы несколько раз предлагали Николаю Сергеевичу выступить у нас на радио, ответить на вопросы слушателей. И он делал это блистательно. Я лично проводил с ним два эфира и очарован этим человеком. Ему 70 лет. Его быстрота реакции, юношеское остроумие поражают. Вы говорите, что мы поддерживаем генерала КГБ? Дело ведь в том, насколько человек является христианином, насколько его вера искренна. В отношении генерала Леонова я могу говорить с убеждением, что он искренне верующий. У врагов Церкви существует удивительное недоверие к возможности человека искренне покаяться и искренне прийти к Богу! Я приведу пример апостола Павла, который участвовал в "иудейском сыске", в своего рода КГБ. Но Господь пришел и просветил его явлением Своим.
Мы дали возможность Леонову высказаться потому, что Николай Сергеевич вступил в предвыборную борьбу по благословению. Ему лично это совершенно не нужно. Он получил все в этой жизни - славу, почет, деньги, квартиру, уважение. Он не запятнал ничем свой офицерский мундир. Он все-таки работал в разведке. У нас КГБ всегда ассоциируется с доносительством, стукачеством, тайной слежкой, идеологическими преследованиями. Генерал Леонов не имел к этому отношения - он был аналитиком, работал в разведке всю свою жизнь, служил России. Да, Леонов служил России, но России коммунистической. Безусловно, у него сохранились какие-то взгляды, которые были сформированы в ту эпоху. Но главное - это человек, который, обратившись к Богу, хочет послужить Церкви. И его политическая жизнь вызвана только тем, что его благословили послужить Церкви на этом поприще.
- Радиостанцию "Радонеж" часто обвиняют в разжигании ксенофобии и религиозной розни, в частности, в агрессивном отношении к Католической Церкви. Так ли это?
- Насколько часто? Все-таки эти обвинения стали звучать только в последнее время (к сожалению, и "НГ-религии" поучаствовали в этом нестройном хоре). А "Радонеж" в эфире уже девять лет. Так что причина этих обвинений, может быть, не в деятельности радиостанции. Люди внешние разговоры, по сути, воспринимают как агрессию. Это злоупотребление той самой пресловутой политкорректностью, в которой сейчас погряз Запад, когда вещи нельзя называть своими именами. Христианство - это не учение о дву- или троеперстии, не учение о церковно-славянском языке. Это учение об истине, о любви, о правде. Сердце человеческое именно это ищет - правды. Святейший Патриарх сам ясно и прямо назвал то, что сейчас происходит в России. Поэтому "Радонеж" и называет агрессоров агрессорами, экспансионистов экспансионистами. Патриарх совершенно прав: действительно, можно говорить о неприкрытой духовной агрессии польского католицизма на наших землях. Чем можно объяснить, что 95% католических священников в России именно поляки? Что, у нас такая огромная польская диаспора? Почему приезжают в какой-то небольшой городок, в котором нет ни одного поляка, польский ксендз и две-три польские монахини и начинают требовать организовать общину? Зачем все это? И когда мы эту ложь, это лицемерие католиков раскрываем, то они обижаются. А как это по-иному назвать? Вы называете нашу Церковь сестрой, а сами проводите здесь политику прозелитизма. Да, мы живем в свободной стране, и наше законодательство чрезвычайно свободно. Наше религиозное законодательство чрезвычайно мягкое, его обойти очень легко.
Если говорить об отношении к Католической Церкви вообще, то надо заметить, что о безблагодатности католицизма говорили Святые Отцы. И хотя сегодня в Церкви существуют разные точки зрения на этот счет (как показала недавняя богословская конференция), мы хотим ориентироваться (и ориентировать наших слушателей) на церковную традицию, а не на мнения.
Что касается обвинений в ксенофобии, то здесь то же самое. Если политика Запада враждебна по отношению к России - наша задача, наверное, не в том, чтобы убеждать слушателя, что это не так.