10.02.2017 00:01:00
День в истории. 10 февраля
Тэги: история, василий качалов, борис пастернак, чарльз дарвин, бертольд брехт
|
Василий Качалов, родившийся 11 февраля 1875 года (ум. 1948), был актером театра, а не кино. Исключений – полтора: главная роль в фильме «Белый орел» и вступительное слово в «Путевке в жизнь». Да и трудно себе представить его, тонкого и богемного человека, звездою советского кинематографа. Наверное, это было у него что-то вроде эстетической оппозиции, им самим вряд ли осознаваемой. А «Белый орел» был поставлен по повести Леонида Андреева «Губернатор» о 1905 годе, главного героя которой мучит совесть после подавления восстания и гибели невинных детей... Кадр из фильма «Белый орел» (1928) |
|
Борис Пастернак появился на свет 10 февраля 1890 года, ушел в 1960-м. Ушел опальным, изгнанным из Союза писателей после Нобелевской премии, которой был удостоен за роман «Доктор Живаго», выпущенный в Италии. Смотришь на обложку этой книги, с итальянской транскрипцией привычного для нас заглавия, и думаешь: как там, в свободном мире, его читали? Переводимы ли на понятный западному человеку язык реалии и коллизии, ухваченные в романе? И еще: лирику свою Пастернак воспринимал как своего рода предисловие к роману. «Стихи – это необработанная, неосуществленная проза», – писал он в 1959-м. Стало быть, роман и есть осуществление. Обложка первого (итальянского) издания романа «Доктор Живаго» (1957) |
|
12 февраля – день рождения Чарльза Дарвина (1809–1882), автора концепции, которую можно назвать теорией человека, как бы размашисто это ни звучало. Ну да, конечно, Дарвин разработал объяснительную модель, развернутый и аргументированный ответ на вопрос о происхождении видов. Дарвинизм – это теория эволюции живых организмов, и человек в ней – частный случай. Но особый. Если к слову «дарвинизм» добавить определение «социальный», то получится ненаучное обоснование зла. Портрет Дарвина в доме, где было написано исследование «О происхождении видов». Фото Reuters |
|
10 февраля 1898 года родился немец Бертольт Брехт (ум. 1956), поэт и прежде всего драматург, а также театральный режиссер. То есть он был и теоретик, и практик театра. Практика – доведение своих пьес до готового сценического состояния. А теория – так называемый эпический театр, возникший у Брехта как протест против жизнеподобных, но по отношению к бурной действительности неадекватных спектаклей. Брехт поставил эксперимент: попытался не отражать действительность, а преобразовать ее. Все это шло параллельно с неудачным романом между Брехтом и коммунизмом. Памятник Бертольту Брехту у театра, где ставились его произведения. Фото Reuters |
Комментарии для элемента не найдены.