02.02.2017 00:01:00
День в истории. 2 февраля
Тэги: история, яша хейфец, золотая орда, батый, агрохимия, жан батист буссенго, вера хитилова
|
Вообще-то его звали Иосифом Рувимовичем Хейфецем. Но в историю он, еврейский мальчик из Вильно, родившийся 2 февраля 1901 года, вошел как Яша Хейфец, ведь он начал выступать как скрипач-вундеркинд трехлетним. Был эмигрантом в Париже, потом в Нью-Йорке. А что главное у музыканта? Абсолютный слух, верность ноты. Отъезд из России – тоже нота. Хотя нот будущего нацизма у Вагнера он не хотел слышать. Есть почва для спора. Яша Хейфец играет на скрипке-трости. Фото Библиотеки Конгресса США |
|
От пороха – к луку и стрелам. 2 февраля 1238 года Бату (по-нашему Батый), хан Золотой Орды, внук Чингисхана, разорил Москву. Имя его означает в русском переводе «крепкий», «прочный», «надежный» – такой вот ценностный ряд, с абсолютным приоритетом силы и дисциплины. Результаты приложения этих черт известны из летописей. В Лаврентьевской сказано так: «Взяша Москву татарове, и воеводу убиша за правоверную хрестьянскую веру... а грады и церкви святыя огневи предаша...» В некоторых странах, откуда Батый происходил, его чтут. А у нас поют хвалу Суворову, подавившему Варшаву. Взятие и разорение Москвы ордынцами. Фрагмент миниатюры из летописного свода XVI века |
|
Жан Батист Буссенго, французский химик, появился на свет 2 февраля 1802 года (ум. 1887) и стал одним из зачинателей новой научной дисциплины – агрохимии. И из всех химических элементов, с которыми были связаны его работы, номер один – это, конечно, азот, номер первый из составляющих атмосферы. Однако Буссенго доказал, что растения усваивают азот не из воздуха, а из почвы, и обосновал применение азотных удобрений. Но амбивалентный ведь элемент! И хлеб из него, и взрывчатка на нем основана... Памятник Жану Батисту Буссенго во дворе Национальной консерватории искусств и ремесел в Париже. Фото с сайта www.wikipedia.org |
|
Вера Хитилова (1929–2014) была чешским кинорежиссером, начинавшим в коммунистические времена, но олицетворявшим авангард–эстетику, которая была чужда несвободе. В 1966 году, еще до Пражской весны, Хитилова поставила фильм «Маргаритки» – о женщинах, исполненных порока, который есть не более чем нормальное несовершенство человека. За такое кино войска вводили. Кадр из фильма «Маргаритки». 1966 |
Комментарии для элемента не найдены.