26.01.2017 00:01:00
День в истории. 26 января
Тэги: история, кино, роже вадим, анна монс, интернет, роберт кайо, архитектура, александр витберг
|
Роже Вадим (1928–2000), французский кинорежиссер, носил на самом деле уютную фамилию Племянников – отец его, русский, служил во Франции дипломатом. А сам Вадим ставил фильмы, в которых играли его жены – сначала Брижит Бардо, потом Катрин Денёв и Джейн Фонда, и это еще не весь их звездный список. То, что в журналистском обиходе называется фактурой, – готовый материал для бульварной прессы и великосветской хроники. А если вглядеться глубже, то за всем этим – неисчерпаемость человека и философское смирение перед его слабостями. Кадр из фильма «И Бог создал женщину». 1987 |
|
Анна Монс, фаворитка Петра I, странная историческая фигура. Зыбкая, на грани небытия. То ли 1672 год рождения, то ли 1675-й. И портрет, который справа, – предполагаемый, да еще работы неизвестного автора. И адреса ее, и многое из биографии (будто бы она спасала Петра во время Стрелецкого бунта) – скорее легенды, чем факты. Вот год смерти – 1714-й – известен точно. И есть еще историософизмы: мол, из любви к Анне Петр так круто поворачивал Русь к Западу, что Россия «остается немножко кривошейкою». Неизвестный художник. Предполагаемый портрет Анны Монс. XVIII век. Частная коллекция |
|
Сегодня 70 лет исполняется уроженцу Бельгии Роберту Кайо, инженеру и программисту. Изобретателю Интернета – ни больше ни меньше – в соавторстве с Тимом Бернерсом-Ли и автором знакомого каждому, кто в оный Интернет выходил, логотипа WWW. Аббревиатура эта, напомню, расшифровывается как World Wide Web, то есть «Всемирная сеть». А значит, мы имеем дело с действующим, практическим глобалистом. И систему гипертекста он изобрел, работая в Европейском центре ядерных исследований. Технология оставила гуманитарный след. Фото с официального сайта Роберта Кайо |
|
У писателей бывает главная книга, у архитекторов – главный проект. В случае Александра Витберга (1787–1855) он, этот проект, – неосуществленный. Я говорю о московском храме Христа Спасителя, каким его задумал Витберг. А построен был совсем другой. Впоследствии взорванный, искусственно восстановленный... Похоже, у Витберга была к нашему укладу эстетическая оппозиция, которая и помешала осуществлению его проекта. Герцен, приятель Витберга, писал о нем: «Середь уродливых и сальных, мелких и отвратительных лиц и сцен, дел и заголовков, в этой канцелярской раме и приказной обстановке вспоминаются мне печальные, благородные черты художника, задавленного правительством с холодной и бесчувственной жестокостью». Проект храма Христа Спасителя в Москве. 1817. Гравюра 1872 года |
Комментарии для элемента не найдены.