06.12.2016 00:01:00
День в истории. 6 декабря
Тэги: история, живопись, фредерик базиль, веспасиан первый гонзага, сша, конгресс, рабство, запрет, философия, николай лосский
|
Французский художник Фредерик Базиль (р. 1841) первоначально заниматься живописью не планировал, уже изучал медицину, но созерцание хороших картин перевесило. Бывают на свете властители умов, а у Базиля нашлись властители глаз, учителя зрения, если можно так выразиться. Заочно – Делакруа, Курбе, потом, в общении, – Моне, Ренуар, Сезанн... Яркость, многоцветье мира Базиль умел передать и стал выставляться в Салоне, а в частных салонах бывать. Все перечеркнула франко-прусская война в 1870-м, смерть в перестрелке. Фредерик Базиль. Цветы. 1868. Музей изобразительных искусств в Гренобле, Франция |
|
Во времена Возрождения таланты, как известно, тяготели к универсализму. Неаполитанский аристократ Веспасиано I Гонзага, родившийся 6 декабря 1531 года (ум. 1591), был просвещенный человек, меценат, писатель. За три века до французских салонов, о которых шла речь по соседству, уже были салоны в Италии – например, у тети нашего героя, Джулии Гонзага. Но была у него и изнанка. Он военный инженер, строитель крепостей, кондотьер. Патрон искусств, говорите? Да, это слово точное. Зря сирот не обижал и берег патроны. Статуя Веспасиано I Гонзага в Палаццо Дукале, Саббьонета, Италия. Фото Эдриана Майкла |
|
Число 13, знамо дело, несчастливое. Ну что ж, пусть суеверные перекрестятся. Сегодня годовщина принятия Конгрессом США конституционной поправки, имевшей именно этот порядковый номер. Вернее, принята она была еще в январе, во время Гражданской войны, а к 6 декабря была одобрена количеством штатов, достаточным для вступления в силу. Содержание этой поправки – запрет на рабство и принудительный труд, кроме наказания за преступление. Но два штата догоняли прогресс еще более века. Палата представителей во время принятия Тринадцатой поправки. Иллюстрация из журнала Harper’s Weekly. 1865 |
|
Как-то так получается, что сегодня разговор в этой рубрике идет о двух вещах: о прогрессе и о частных домах, семьях, салонах. Русский философ Николай Лосский (1870–1965) развивал картину мира очень специфическую, чем-то напоминающую семейную общность. Мир един, он есть органическое целое – таково у Лосского фундаментальное положение. Понятно, Лосский не в советских условиях так говорил и писал, он был в эмиграции. Но чем-то был, как ни парадоксально, созвучен советскому мироустройству. Ведь тоталитарность – это и есть целостность. Семейный портрет Лосских. Збраслав, Чехия. Фото 1920-х годов |
Комментарии для элемента не найдены.