30.11.2016 00:01:00
День в истории. 30 ноября
Тэги: история, мир искусств, константин сомов, майнильский инцидент, финляндия, ссср, архитектура, андреа палладио, фотоискусство, карл страсс
|
Константин Сомов, русский художник, появился на свет 30 ноября 1869 года в Петербурге, в семье старшего хранителя Эрмитажа Андрея Сомова. А умер в 1939 году в Париже, эмигрантом. Его у нас не преследовали – достаточно было эстетической несовместимости. Объединение «Мир искусства», в которое он входил, выбрало себе приоритетами изящество и авторское самовыражение, а ведь это вызов, брошенный идейности, народности и партийности. На его полотнах нередко своего рода театр. Игра, которая и есть свобода. Константин Сомов. Арлекин и дама. 1921. Русский музей, СПб |
|
30 ноября 1939 года переходом Красной армии через финскую границу началась война между СССР и Финляндией – Зимняя, как финны ее называют. Поводом стал «майнильский инцидент» – якобы был обстрел с финской территории. Конечно, то была фальсификация, все факты на этот счет давно известны. В СССР провозгласили поход против «гнета помещиков и капиталистов». Александр Твардовский, тогда военный корреспондент, в стихах, написанных потом, в 1943-м, избрал другой язык – сделал жест сострадания, самоотождествления с убитым «на той войне незнаменитой» мальчиком: «Как будто это я лежу...» Группа красноармейцев демонстрирует захваченный государственный флаг Финляндии. Фото 1940 года |
|
Нечасто такое бывает: художественное направление получает название по имени своего лидера. Так вышло с итальянским архитектором Андреа Палладио (1508–1580), основавшим палладианство и написавшим трактаты об архитектуре. Его постройки – это прежде всего загородные виллы близ Виченцы и Венеции. И язык, которым эта архитектура изъяснялась, стал, по словам Павла Муратова, общедоступным и универсальным. Петр Вайль пишет о палладианских зданиях, что они «архитектурное эсперанто, пунктир цивилизации». Вилла Фоскари, построенная по проекту Андреа Палладио. Фото Питера Геймэйера |
|
Сегодня 130-летие Карла Страсса (ум. 1981), мастера изобразительного искусства – но не живописи и не скульптуры, а фотографии и кинематографа. Течение, которое Страсс развивал, называется пикториализм; по-английски pictorial – «живописный», то есть подобный живописи. И можно усмотреть параллели с импрессионизмом, символизмом, да хоть с Сомовым, присутствующим сегодня в этой рубрике. В кино- и фотоискусстве Страссу помог галерист-меценат Альфред Стиглиц, о котором пишут, что он втолкнул Америку в мир искусства XX века. Фоторабота Карла Страсса. 1919. Музей фотографии, Сан-Диего |
Комментарии для элемента не найдены.