29.11.2016 00:01:00
День в истории. 29 ноября
Тэги: история, физика, кристиан доплер, кино, роман кармен, кумранские рукописи, иосиф амусин, джоэл дэвид коэн
|
Кристиан Андреас Доплер, австрийский физик и математик, родившийся 29 ноября 1803 года (ум. 1853), работал в Вене и Праге, занимался оптикой и акустикой. То есть явлениями, различными по своей природе, но имеющими такую общую черту, как волновой их характер. И обнаружил эффект, который стал называться доплеровским. Источник звука или света удаляется – и для слушателя или наблюдателя спектр этих колебаний смещается в сторону волн более длинных. Красное смещение – частный случай этого эффекта для спектра звезд и галактик. Отсюда теория Большого взрыва как рождения Вселенной: до сих пор в ней все разлетается. Мемориальная доска на доме Доплера в Праге. Фото с сайта www.wikipedia.org |
|
Переходя от естественно-научного сюжета к следующему, политико-культурному, думаешь: какой зловещий и потенциально многозначный термин – «красное смещение». Роман Кармен (1906–1978) был кинооператор-документалист; документальность предполагает: показывай правду. И он действительно много правды зафиксировал. Но погружено все это было в мифологию и пропаганду – красную, советскую. Можно ли все это процедить – вопрос. Роман Кармен у Бранденбургских ворот в Берлине. Фото 1945 года |
|
А теперь вперед, в далекое прошлое, во времена мифов! Но ведь не может картина мира не иметь ничего общего с действительностью. И историческая наука не раз давала нам доказательства того, что за самыми что ни на есть мифами стоит какая-то реальность. Вот, например, знаменитые кумранские рукописи – свитки, найденные в 1947 году и позже в пещерах у Мертвого моря. У нас их изучал историк Иосиф Амусин (1910–1984), и он считал, что существовал Христос как историческая личность; рукописи эти предвещают христианство по своему содержанию. Разумеется, это несоветская точка зрения. Сиделец Амусин знал всему советскому цену. Обложка книги «Находки у Мертвого моря» (1965) |
|
Джоэл Дэвид Коэн, американский кинорежиссер 1954 года рождения, ставит все свои картины в соавторстве с Итоном Джесси Коэном, младшим братом. Начинал он с такого жанра, как фильм ужасов, и об этом не забывает. Все прочие жанровые вариации – поблизости (криминальная драма, криминальная комедия...). Критики усматривают в лентах Коэнов прямоту, «доходящую до садизма», а сами они говорят об исторических сюжетах как «частных проявлениях идиотии в общемировом контексте». Кадр из фильма братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!» (2016) |
Комментарии для элемента не найдены.