24.11.2016 00:01:00
День в истории. 24 ноября
Тэги: история, авангард, анри де тулуз лотрек, каторжные работы, павел первый, сказки, парло коллоди, пиноккио, лейтенант шмидт
|
Общественный уклад меняется. И искусство меняется – по-своему. Авангард, обновление формы. Ну а сам способ существования художественных фактов? Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901), французский художник, был граф, но творческая личность его – явление насквозь буржуазное («бург» – город). Среди его жанров – графика, реклама. А точки самовыражения – город, богема, вплоть до злачных мест. С дорогой ценой всего этого для самого мастера. Джованни Больдини. Портрет Тулуз-Лотрека. Около 1890 г. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США) |
|
От искусства – к социальным институтам, в которые вглядываются художники. Принудительный труд, например. 24 ноября 1699 года Петр I ввел у нас каторжные работы для осужденных преступников. Первоначально – гребцами на весельных судах. Ну а потом... Шахты, рудники, полная изоляция в зонах усиленного режима (в пределе это определение точно соответствует характеру тоталитарного государства как целого), особая эстетика быта, специфический, извините за выражение, дизайн, соотношение и связь которого с военно-полевой одеждой и прочим еще предстоит исследовать. Каторжане. Фото конца XIX века |
|
Сказочный персонаж, созданный воображением итальянского писателя Карло Коллоди (1826–1890), – тоже плод специфической ремесленной деятельности. Он ведь топорным способом вытесан – в буквальном смысле слова. Деревянную куклу по имени Пиноккио изготовил ненароком столяр: полено сделалось куклой. С отчетливыми педагогическими наклонностями – занудными, надо сказать. Потом произошла рецепция этого персонажа у нас: у Алексея Толстого он стал Буратино. Сувенирный магазин с куклами Пиноккио. Фото Reuters |
|
А теперь – случайное, но значимое перетекание предыдущего сюжета этой подборки в следующий. Строго по вертикали. «Версты обвинительного акта,/ Шапку в зубы, только не рыдать!/ Недра шахт вдоль нерчинского тракта,/ Каторга, какая благодать!» Из поэмы Бориса Пастернака «Лейтенант Шмидт», посвященной предводителю восстания моряков на крейсере «Очаков» в Севастополе. События эти начались 24 ноября 1905 года, во время первой русской революции, и толчком к восстанию стали политические волнения в городе. Тогда еще требовали свобод, а не казней и каторги для врагов народа. Памятник лейтенанту Шмидту в Очакове. Фото с сайта www.ochakiv.info |
Комментарии для элемента не найдены.