14.04.2016 00:01:00
День в истории. 14 апреля
Тэги: история, екатерина вторая, николай румянцев, кино, род стайгер, англия, битва, барнет, литература, денис фонвизин
|
Петровские реформы, русский век Просвещения, Екатерина II – корреспондент Вольтера и Дидро... Общий знаменатель всех этих феноменов – сближение с Европой и обучение у нее. Граф Николай Румянцев (1754–1826), сын генерал-фельдмаршала, начинал как прапорщик. Стал представителем Екатерины при будущем Людовике XVIII. Лекции в Лейдене, знакомство с Вольтером... Потом – министр иностранных дел, государственный канцлер. Франкофил, он не выдержал 1812-го. Остался Румянцевский музей – основанная им всероссийская библиотека. Бюст Николая Румянцева в Гомеле. Фото с сайта www.wikipedia.org |
|
Актер не есть персонаж, которого он играет, – очевидная истина, не так ли? И тем не менее исполнители положительных ролей в среднем куда более популярны. Американский актер Род Стайгер, родившийся 14 апреля 1925 года (ум. 2002), стал звездою именно на отрицательных ролях, сделал своих персонажей достовернее, чем обычно бывают положительные. Но и на этих лаврах Стайгер не стал почивать, доказал, что способен сыграть кого угодно. Лишь бы были взаправду страсти у этих людей. Кадр из фильма «Полуночная жара». 1967 |
|
Странно, конечно, сегодня все это выглядит. 14 апреля 1471 года, битва при Барнете – одно из решающих сражений Войны Алой и Белой розы, между домом Йорков и домом Ланкастеров. Барнет – это, кстати, пригород Лондона. И на том же Альбионе Свифт потом напишет про войну между тупоконечниками и остроконечниками. Но это потом. Для современников серьезность конфликта не нуждалась в доказательствах, принималась как данность. Кто будет король, из какого рода – вопрос нешуточный. Что тут скажешь? Надо вышучивать. Это и есть свобода. Битва при Барнете. Английская миниатюра XV века |
|
Интересная рифма сегодня получается по диагонали: два великих наших соотечественника, друг другу современники. Про Дениса Фонвизина (1745–1792) слышали, конечно, все, его «Недоросль» и в школьной программе есть. На дворе был классицизм, эстетика специфическая. Своего героя-любимца в том же «Недоросле» он назвал Стародумом; уже у Грибоедова это звучало бы примерно как «Скалозуб». Фонвизин – «друг свободы», по слову Пушкина. Ученик Европы, как и Румянцев. Читатель того же Вольтера... Обложка книги Дениса Фонвизина «Комедии». М., «Детская литература» |
Комментарии для элемента не найдены.