08.12.2015 00:01:00
День в истории. 8 декабря
Тэги: история, кино, алиса фрейндлих, владимир гиляровский, музыка, ян сибелиус, живопись, александр осмеркин
|
Сегодня день рождения у Алисы Фрейндлих, актриса, как говорится, со статусом. Но напомню: один из самых известных фильмов, где она сыграла, назывался «Служебный роман». Легкое, почти не акцентированное, но такое знакомое для нас противостояние двух начал – частного и служебного, системного. Отсюда успех фильма, попавшего в резонанс с миллионами душ. И в какой-то степени с каждой в отдельности, а это и есть художественность. Кадр из фильма «Служебный роман». 1977 |
|
Владимир Гиляровский (1855–1935) был, как известно, писатель-журналист, классик русского репортажа. А для избравших этот жанр строгая фактология, достоверность – альфа и омега. И надо же, дядя Гиляй не знал настоящего года своего рождения, считал, не зная документа, что родился в 1853-м. Частность, конечно. Гиляровского интересовали прежде всего факты особого рода – от чрезвычайных происшествий до колоритных деталей быта (помните ароматы старой Москвы по его книге?). Входил во все дома, вплоть до Льва Толстого, и держался по-свойски со всеми. Обложка книги В. Гиляровского «Москва и москвичи». М.: Амфора, 2013 |
|
Старая, извините за выражение, установка, идущая как минимум со времен романтизма: нация возникает тогда, когда у нее появляется свой поэт. Или музыкант, композитор. Сегодня 150-летие со дня рождения Яна Сибелиуса (ум. 1957), финского национального композитора. Разумеется, дело не в этническом происхождении, и Сибелиус вырос не в финской, а в шведской семье, где именно шведский язык был родным. Но первые его музыкальные сочинения были по мотивам «Калевалы». Не он и есть Финляндия, а Финляндия – это он и есть. Фото 1940-х годов |
|
Александр Осмеркин, живописец, родился 8 декабря 1892 года и работал в блистательные годы русского Серебряного века. А ушел он из жизни в 1953-м, пережив времена самые тяжкие. Художник он был артистичный (прошу прощения за тавтологичность этого эпитета), чуждый крику, грохоту и скрежету. Мягкие тона были его эстетической оппозицией всему, что вокруг. Свою личную идентичность он связал с обществом художников «Бубновый валет». Потом был новоязовский МОСХ. Шутка была: кровоизлияние в МОСХ... Александр Осмеркин. Человек в цилиндре. 1915 |
Комментарии для элемента не найдены.