0
4701
Газета День в истории Интернет-версия

16.10.2015 00:01:00

День в истории. 16-18 октября

Тэги: история, литератур, гюнтер грасс, кронштадт, живопись, арнольд бклин, театр, алиса коонен


Что чаще всего становится темой писательского дебюта? Конечно же, опыт детства и юношества. Так было и у немецкого писателя Гюнтера Грасса, родившегося 16 октября 1927 года и совсем недавно ушедшего. Но тут вот что самое важное: герой его первого романа «Жестяной барабан» (1959) – мальчик, который в Третьем рейхе отказывается расти, то есть врастать в систему. Такой протест. А одну свою статью Грасс озаглавил программно: «Быть совершеннолетним». Это кантовский мотив. Прав был Грасс в той статье или нет, но он свободен и ответственен. 	Фото Reuters
Что чаще всего становится темой писательского дебюта? Конечно же, опыт детства и юношества. Так было и у немецкого писателя Гюнтера Грасса, родившегося 16 октября 1927 года и совсем недавно ушедшего. Но тут вот что самое важное: герой его первого романа «Жестяной барабан» (1959) – мальчик, который в Третьем рейхе отказывается расти, то есть врастать в систему. Такой протест. А одну свою статью Грасс озаглавил программно: «Быть совершеннолетним». Это кантовский мотив. Прав был Грасс в той статье или нет, но он свободен и ответственен. Фото Reuters
18 октября 1723 года император Петр I заложил на острове Котлин близ Петербурга крепость Кронштадт (по-немецки «город короны») – базу Балтийского флота. Все понятно: строилась империя. Пройдут века, и матросы станут одной из главных ударных сил большевиков, название пьесы и фильма «Мы из Кронштадта» сделается риторическим. А уж что думали и писали о «матросне» Бунин и другие – особая тема. Если же заниматься честным историческим анализом и осмыслением, то не будет места ни имперской идеологии, ни коммунистической. Придется находить в Кронштадте и в военной машине закваску для тоталитаризма. 	Фото Владимира Захарина
18 октября 1723 года император Петр I заложил на острове Котлин близ Петербурга крепость Кронштадт (по-немецки «город короны») – базу Балтийского флота. Все понятно: строилась империя. Пройдут века, и матросы станут одной из главных ударных сил большевиков, название пьесы и фильма «Мы из Кронштадта» сделается риторическим. А уж что думали и писали о «матросне» Бунин и другие – особая тема. Если же заниматься честным историческим анализом и осмыслением, то не будет места ни имперской идеологии, ни коммунистической. Придется находить в Кронштадте и в военной машине закваску для тоталитаризма. Фото Владимира Захарина
Арнольд Бёклин, швейцарский живописец и график, родившийся 16 октября 1827 года (ум. 1901), был на заре эпохи модерна одним из самых смотримых художников, если можно так выразиться. Но мода – дело преходящее. А у Бёклина – вечные темы. Его знаменитый «Остров мертвых» – с лодочником, который, конечно же, Харон. Как там у Твардовского в цикле «Памяти матери»? «Перевозчик-водогребщик,/ Старичок седой,/ Перевези меня на ту сторону –/ Сторону домой». 		Арнольд Бёклин. Остров мертвых. 1883. Старая национальная галерея, Берлин
Арнольд Бёклин, швейцарский живописец и график, родившийся 16 октября 1827 года (ум. 1901), был на заре эпохи модерна одним из самых смотримых художников, если можно так выразиться. Но мода – дело преходящее. А у Бёклина – вечные темы. Его знаменитый «Остров мертвых» – с лодочником, который, конечно же, Харон. Как там у Твардовского в цикле «Памяти матери»? «Перевозчик-водогребщик,/ Старичок седой,/ Перевези меня на ту сторону –/ Сторону домой». Арнольд Бёклин. Остров мертвых. 1883. Старая национальная галерея, Берлин
От балтийских революционных матросов – к старой интеллигенции, то есть к их жертвам. В спектакле «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, автора «Мы из Кронштадта», играла актриса Алиса Коонен. Она родилась 17 октября 1889 года (ум. 1974), была женой и сподвижницей Александра Таирова – главы Камерного театра. И смотрела на мир своею оптикой – новой, но с иной новизной. Итог – опала, закрытие Камерного театра; камерность отрицалась, слово «камера» требовалось в другом значении. 		Алиса Коонен (слева) и София Халютина в «Синей птице» Мориса Метерлинка в МХТ. 1908
От балтийских революционных матросов – к старой интеллигенции, то есть к их жертвам. В спектакле «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, автора «Мы из Кронштадта», играла актриса Алиса Коонен. Она родилась 17 октября 1889 года (ум. 1974), была женой и сподвижницей Александра Таирова – главы Камерного театра. И смотрела на мир своею оптикой – новой, но с иной новизной. Итог – опала, закрытие Камерного театра; камерность отрицалась, слово «камера» требовалось в другом значении. Алиса Коонен (слева) и София Халютина в «Синей птице» Мориса Метерлинка в МХТ. 1908

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
647
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2377
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1578
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1203

Другие новости