26.05.2015 00:01:00
День в истории. 26 мая
Тэги: история, кинематограф, джон уэйн, испания, инквизиция, османская империя, султан мехмед, драматургия, алексей арбузов
Джентльмен – хорошо. Джентльмен с пистолетом – еще лучше. Добро с кулаками – так это у нас называлось. А американский актер Джон Уэйн, родившийся 26 мая 1907 года (ум. 1979), играл персонажей, чье амплуа – благородный преступник. И при этом Уэйн был необходим таким немассовым по своей сути режиссерам, как Орсон Уэллс и Ингмар Бергман. Возможно, они угадывали в Уэйне внутреннюю сложность, некий надлом. Он, например, хотел в армию на фронт Второй мировой, но получил отказ... Кадр из фильма «Брэнниган». 1975
|
«Инквизиция» – слово, навсегда ставшее оценочным определением. А этимологически оно нейтрально и означает просто разыскание, исследование. Особенно отличился этот репрессивный церковный институт в Испании в XV веке. А началось там все 26 мая 1232 года, когда папа Григорий IX направил первых инквизиторов в Арагон. Задача – обнаружение и наказание ересей. Ключевой критерий – чистосердечное признание. Средства характеризуют цель. Рисунок Бернара Пикара. 1716 |
|
«Бедная маменька! как она истомилась, колотя папеньку!..» А что скажете о питомце многодетной семьи, казнившем своих братьев, числом 19 – для него, наверное, штук? Это был султан Османской империи Мехмед III (1568–1603). Ревновал к братьям как соперникам. И столь же усерден, как и в этом, был на других поприщах своих. Разбил австрийскую армию в Керестецкой битве. Писал стихи. И цвели в империи, как скажет потом герой Платонова, хищничество, ахинея и поэзия. Кристофано дель Альтиссимо. Портрет Мехмеда III. Национальный фонд аббатства Англси, Кембриджшир, Великобритания |
|
Алексей Арбузов, мэтр нашей драматургии советского периода, появился на свет 26 мая 1908 года, ушел на пороге новых времен – в 1986-м. И многое, что подхватят и разовьют младшие, ненароком в своих пьесах угадал. Во времена государственного упрощения и железного громыхания олицетворял камерность, лиризм, тихий голос, вроде того «поющего голоса», что был у Тани, главной героини его самой известной пьесы, в исполнении Марии Бабановой. Все это давалось ему лучше, чем достоверность. Про него шутили: «Сказки старого Арб... узова». Обложка издания пьес Алексея Арбузова «Таня» и «Жестокие игры». М., 2011 |
Комментарии для элемента не найдены.