Перемены оболочки и сущности, переселения, превращения... трам-тарарам... Был в Москве, в изящном здании серебряновечных форм, носитель этой изящной новоязовской аббревиатуры – ТРАМ, Театр рабочей молодежи, открывшийся 27 октября 1927 года. Потом его переименовали в Театр имени Ленинского комсомола; уже далекая от этой идеологической символики публика ответила ей опять же новоязом – словечком «Ленком». Сейчас это официальное название театра в том самом доме на улице, которая, как когда-то, Малая Дмитровка. Были комсомол с пролетариатом, а стали Эфрос, нынешний Захаров. Самодвижение духа, то есть свобода. И по-прежнему вопрос: как культуре быть. Фото с сайта www.wikipedia.org
Мирный человек, земледелец – и вдруг он оказался автором одного из самых зловещих атрибутов новейшего времени... Нет, американский фермер Джозеф Глидден, запатентовавший 27 октября 1873 года колючую проволоку, не держал в уме ничего особо дурного. Свое изобретение предназначал исключительно для того, чтобы домашняя скотина не разбредалась. А потом – вон как все повернулось. Многочисленные вариации на тему Глиддена стали повседневной приметою на полях сражений начиная с Первой мировой. А за этим последовали ограды тюремно-лагерные. Сталь, как известно, горит в струе чистого кислорода. Правда и свобода – тот же кислород. Фото Reuters | |
Далеко отстояли эпические времена от шотландского поэта Джеймса Макферсона, родившегося 27 октября 1736 года (ум. 1796). Наверное, этим они его и манили: красота сказаний, дистанцирование от злобы дня, вживание в чью-то маску... И вот в 1762 году Макферсон начал выпускать в свет «Сочинения Оссиана, сына Фингала, переведенные с гэльского языка Джеймсом Макферсоном». Был успех, пошли требования найти рукописи Оссиана... Итогом стало разоблачение мистификации. Но вот что существенно: после этого Макферсон жил мирной жизнью, даже в парламенте состоял. Не то что другой Макферсон, скрипач и пират, казненный у Бернса.
Жан Огюст Доминик Энгр. Сон Оссиана. 1813. Музей Энгра, Монтобан, Франция | |
Королева-консорт Англии Екатерина Валуа, 1401 года рождения (ум. 1437), – лицо историческое. Последнее слово известно своею двусмысленностью, так что спешу уточнить: реальный человек. Это значимо в том контексте, который создан двойственностью данной фигуры: ведь она выведена Шекспиром в пьесе «Генрих V». Там ее обучают говорить по-французски, на этом языке написана вся сцена, и разворачивается игра языков и лексических пластов – английского, французского, кельтского, не говоря уже о жаргонах. Но у Шекспира слова, слова, слова... А в реальной истории были политические игры, решение вопроса о том, кто унаследует трон, и попытка таким придворно-изящным способом прекратить затяжную войну между Англией и Францией. Итог для Екатерины оказался безрадостным. Одиночество и – в 36-летнем возрасте – смерть. Неизвестный автор.
Портрет Екатерины Валуа. Гравюра XVIII века. Национальная портретная галерея, Лондон |