Нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять трудящиеся, большевики. Это Сталин сказал. Вероятно, так думали и участники Первого крестового похода, осадившие 21 октября 1097 года Антиохию – византийский город в Средиземноморье. После долгой осады они его взяли. Даже через голод прошли – именно осаждающие, а не то что осажденные. Жан-Жозеф Дасси. Роберт Куртгез во время осады Антиохии. 1850
Как картинки нынче выстроились – случайно, но одна в продолжение другой! 21 октября 1912 года появился на свет человек, чье имя по рождению было Дьердь Штерн, но в историю музыки вошедший как сэр Георг Шолти (ум. 1997). Венгерский еврей по происхождению, венгерский и британский дирижер. Избыток этнонациональных характеристик рядом с личностью и творчеством... Сначала родители изменили ему фамилию, дабы оградить от антисемитизма. Потом Шолти, спасаясь от нацистов, уехал из Германии, где работал, в Англию. Кстати, много исполнял Вагнера, пестовавшего свой антисемитский дух.
Фото Алана Уоррена |
И еще один движимый верою человек выступил в этот день в поход. В 1517 году в Виттенберге монах Мартин Лютер прикрепил к дверям собора свои 95 тезисов в осуждение индульгенций. Так началась Реформация. Пройдут века, и социолог Макс Вебер напишет о связи протестантской этики с духом капитализма. Ну да, примирение духовного и мирского. Хотя картина мира у Лютера была столь специфичная, что именно в связи с его днем рождения нацисты устроили евреям Хрустальную ночь.
Фердинанд Паувелс. Лютер прибивает 95 тезисов к двери церкви в 1517 году. 1872 |
Довольно круглая и седая годовщина: 21 октября 1824 года британцу Джозефу Аспдину был выдан патент на портландский цемент – первейший материал из сегодняшних строительных, основа для приготовления бетона. Портланд – остров, где добывали камень, можно теперь сказать, цементного цвета. Эти краткие сведения – из области чистой технологии, но строительное дело со всеми его атрибутами имеет мощную социокультурную составляющую. В России, вообще на постсоветском пространстве, – весьма специфическую. Ведь социализм и коммунизм у нас именно что строили, так что глагол этот был сакрален. И неотделим от убогости, от репрессивности уклада. «Це ментовоз! Це менты!..»
Фото Reuters |