15.04.2014 00:01:00
День в истории. 15 апреля
Тэги: история, кино, андрей тарковский
Два соавтора жили на этом свете, писатель был как бы один. Родившийся 15 апреля 1933 года Борис Стругацкий умер в 2012-м, надолго пережив своего старшего брата и соавтора Аркадия (1925–1991). Бытие и послебытие, завихрения времени, да и пространство российское отличается особыми свойствами. Россия – геометрическое (географическое) место точек, где опасно жить, – такое вот приходит на ум определение. В повести «Пикник на обочине» есть оставленные пришельцами Зоны, в том числе та, где волшебным образом выявляется тайная человеческая сущность. Потом Андрей Тарковский эту повесть экранизировал, и то, что трудно вообразимо, мы увидели воочию. Человек во власти непостижимых вещей. Кадр из фильма «Сталкер». 1979
|
140 лет назад, 15 апреля 1874 года, родилось новое художественное течение, которое тогда еще не обрело имени. В Париже на бульваре Капуцинок, в ателье фотографа Надара, открылась выставка группы живописцев: Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Поля Сезанна, Эдгара Дега. От картины Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло название: импрессионизм. Примечательно: пейзажи были в основном городские. Социокультурная модернизация, не хухры-мухры. Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина |
|
Все рукотворное на свете плюс еще что-то там в придачу изобрел, как известно, Томас Алва Эдисон. В этом длинном списке есть, например, аппарат, положивший начало кинематографу, – кинетоскоп. 15 апреля 1891 года его показали публике, и вряд ли ей были внятны его значение и перспективы. Это был проектор для вывода фотопленки на экран – кадр за кадром, такой вот фотофильм. В 1895-м фирма Эдисона сняла в расчете на этот аппарат короткометражный фильм «Казнь Марии Шотландской»: 11 секунд про то, как Марии Стюарт отрубают голову. А современные авторы называют кинетоскоп персональным кинотеатром. Привет персональному компьютеру. Кинетоскоп. Иллюстрация 1894 года |
|
К именам великих намертво пришпилены ходовые ассоциации, становящиеся эквивалентами, синонимами этих имен. Леонардо да Винчи (1452–1519) – это «Мона Лиза», «Тайная вечеря», еще два-три творения и универсализм личности: художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Куда менее памятна, например, последняя его картина – портрет Святого Иоанна Крестителя, предтечи Христа. Тот самый Иоанн Креститель с полотна Александра Иванова «Явление Христа народу»? Нет, совсем другой. Иначе зовущий. Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1513–1516. Лувр |
Комментарии для элемента не найдены.