14.04.2014 00:01:00
День в истории. 14 апреля
Тэги: история, персия, мани, манихейство
Каково жить человеку, убежденному, что он – пророк? Персидский поэт и художник, которого при рождении, 14 апреля 216 года, назвали Сураик, известен как Мани (ум. 273 или 276), вероучитель. По его собственному ощущению – идущий вслед за Христом, Заратустрой и Буддой. Его учение – манихейство – о мироздании как борьбе между светом и тьмою. И в тон этому – судьба: царь Шапур I к Мани благоволил, а следующий, Бахрам I, сгноил его в тюрьме. Мани преподносит рисунок царю Бахрам Гуру. Миниатюра из собрания сочинений Алишера Навои. XVI век. РНБ, Санкт-Петербург
|
110 лет исполняется сегодня со дня рождения знаменитого английского актера Джона Артура Гилгуда (ум. 2000). Мастера, которого хочется назвать шекспироведом – не в обычном понимании этого слова, а потому, что в историю он вошел прежде всего как исполнитель шекспировских ролей. (И здесь же маячит ассоциация с литературой как человековедением.) Первая театральная роль Гилгуда была – герольд в пьесе Шекспира «Генрих V». Потом были Гамлет и другие, вплоть до волшебника Просперо в фильме Гринуэя. Вечный был Гилгуд соперник Лоуренсу Оливье, со взаимными уколами. Но великим не тесно. Фото Reuters |
|
Фламандский ученый-географ Абрахам Ортелиус, родившийся 14 апреля 1527 года (ум. 1598), был, если судить по его концепциям и воззрениям, последователем Меркатора – первопроходца, чье имя носит общепринятая картографическая проекция. Но было в Ортелиусе, похоже, нечто не умещающееся в роль вторичную, «ученическую». В 1570 году в Антверпене вышел в свет его главный труд – первый в мире географический атлас – под величественным заглавием Theatrum Orbis Terrarum. Театр по естественной ассоциации, «Зрелище шара земного» в точном переводе. Абрахам Ортелиус в возрасте 50 лет. Автопортрет. 1579 |
|
Петер Беренс (1868–1940) – немецкий архитектор, причем и зодчий, и дизайнер. Термин «дизайн» к его работе подходил в каком-то смысле даже больше: индустриальное строительство, индустриальный стиль. Заводские корпуса, массивность, даже мрачность. Беренс, например, был тесно связан с электротехнической компанией AEG, выстроил ее цеха, спроектировал офисную мебель. И здание германского посольства в Петербурге несет на себе ту же печать. Он принадлежал к дюссельдорфской школе – собрат нашего Ивана Шишкина, автора «Утра в сосновом лесу»... Здание AEG в берлинском районе Веддинг. Фото Джорджа Сликерса |
Комментарии для элемента не найдены.