11.04.2014 00:01:00
День в истории. 11 - 13 апреля
Тэги: история, кино
Да, были когда-то у нас шестидесятые годы. И одним из их символов стал фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», вышедший на экран ровно 50 лет назад – 11 апреля 1964 года. Лирическая комедия по жанру, то, что название ленты начинается с «я», – программный жест шестидесятничества. Лирика есть самовыражение, но это лишь одна сторона дела. Своего рода действующее лицо в фильме – московский пейзаж. И вспоминается, что критик Марк Щеглов, провозвестник шестидесятничества, писал: очерк сродни лирическому стихотворению. Понятно, урбанистический пейзаж в фильме – заселенный, обжитый. За окном оттепель, и происшествия кончаются по-вегетариански. Киногерой продемонстрировал на прохожем гипноз и попал в милицию, но это ведь игровой мир... Кадр из фильма «Я шагаю по Москве». 1963
|
Как там повелось считать – все живое на свете создано Всевышним? Нет, теперь не все. У нас тоже кое-что получается. 12 апреля 1988 года группе ученых Гарвардского университета был выдан патент на рукотворное животное – генетически модифицированную мышь, она же трансгенная. Ничего невозможного: ДНК, из которой состоит несущий наследственность материал, подвергается воздействию, одни комбинации генов заменяются другими. Можно пересаживать гены одних животных другим, гены животных – растениям или наоборот. Все это в целом получило название генной инженерии. Открываются пути усовершенствования сельскохозяйственных культур и пород скота. Ну а ту мышь про то, как ей живется, не спрашивали. Фото Чой Минъена |
|
Среди вершин мировой литературы есть такие, у которых время и место действия – всегда и везде. Например, «Гамлет». И вот – его парафраз: пьеса британского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», впервые сыгранная в Лондоне в Национальном театре 11 апреля 1967-го. Читаем: «Два человека, в костюмах елизаветинской эпохи, проводят время в местности, лишенной каких бы то ни было характерных признаков». Играют в орлянку без всякого смысла. Потом сидят в бочках на корабле и плывут в Англию, а конечная точка маршрута – смерть. Трагикомический абсурд. И попытка рефлексии: «Должно быть, был момент... когда мы могли сказать – нет. Но мы как-то его упустили...» Обложка книжного издания пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». 1966 |
|
Его звали Гастон де Фуа. Племянник французского короля Людовика XII, в 21 год он командовал армией на Апеннинах во время войны с Испанией и Ватиканом. Решающая битва произошла 11 апреля 1512 года недалеко от Равенны – города, который де Фуа взял в осаду. Сначала была артиллерийская дуэль, потом пехотное сражение. Французские войска одержали полную победу, но в одной из схваток де Фуа погиб. А дальше произошло то, что самым наглядным образом показывает роль одного-единственного человека. Все, что французская корона завоевала в Италии, было утрачено. Мало того: от неженатого де Фуа Наварра перешла к его сестре Жермене, жене короля Арагона. Ари Шеффер. Смерть Гастона де Фуа в битве при Равенне 11 апреля 1512 года. 1824. Эрмитаж |
Комментарии для элемента не найдены.