Под какое определение больше подходит эта актерская судьба? Перевоплощение? Вроде бы да, понятие это естественно для человека, избравшего такую профессию. Или подмена? Мало кто знает, что настоящая фамилия Василия Качалова (1875–1948) была Шверубович. Он избрал сценический псевдоним для звучности. Чтобы гармонировал с его голосом, который, кажется, звучит до сих пор. Он говорил от автора в мхатовской постановке «Воскресения» Толстого, его как звезду спешили запечатлеть художники. А театр бронзовел и мертвел. Б.Д. Григорьев. Качалов в роли царя Федора в драме «Царь Федор Иоаннович». 1923. ГТГ
Классики – бессильные люди. Жили себе, творили, а в памяти культуры остались знаки и эмблемы. Русский скульптор Иван Шадр, родившийся 11 февраля 1887 года (ум. 1941), – случай очень типичный. Учился в Париже на курсах, которыми руководили Роден и Бурдель. И стал автором по большому счету двух фигур с двумя предметами. Девушка – та с веслом, а пролетарий – с булыжником. Антиподы и подобия. Высший суд ответственности.
Скульптура И. Шадра «Булыжник – оружие пролетариата». Фото с сайта www.wikipedia.org |
Когда русский Серебряный век подсекла под корень революция, на краткий миг возникло множество институций и структур. В Москве Василий Кандинский и Анатолий Габричевский создали Государственную академию художественных наук. Потом ее закрыли, многих пересажали, а на первых порах там была ниша для многих. Например, для Сигизмунда Кржижановского (1887–1950), писателя и философа. В советской культуре, жившей отдельно от мировой, были его киносценарии и оперные либретто. А в ящике стола – проза, соприродная мировым вершинам: Кафке, Гессе и другим. Теперь читаем...
Фото из Собрания сочинений Сигизмунда Кржижановского. М., 2001 |
Сегодня – 120 лет со дня рождения детского писателя Виталия Бианки. Он пришел в этот мир в Санкт-Петербурге, покинул его в Ленинграде в 1959-м. Сын ученого-орнитолога, сам вел натуралистические заметки, и их собралось у него многие тома. А потом стал писать детские сказки, по которым изучать птиц и зверей, конечно, невозможно. Зато – две призмы, двойное преломление: через образы животных просвечивает личность автора.
Иллюстрация к сказке В. Бианки «Лис и мышонок». М., 1990 |