Некруглая эта дата затмит любой юбилей. Актеру Владимиру Зельдину исполняется сегодня 99 лет. Какие работы прежде всего вспоминаются при его имени? Конечно, Альдемаро в «Учителе танцев» Лопе де Вега и поручик Ржевский в «Давным-давно» Александра Гладкова. До них Зельдин играл в пьесах Островского, Шиллера, Шекспира. Естественные имена, а вот названия театров... Театр Транспорта (сейчас это Театр им. Гоголя) – концентрированная советская нелепость. Как и привязка к армии в имени театра, где Зельдин играет без малого 60 лет. И роли в кино были соцреалистические. Но из этого послужного списка он выламывается. Говорит, что ближе всех ему Дон-Кихот. Лишь к 90-летию сыграл. Такая жизнь... Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Французский левый политик Александр Мильеран (1859–1943) был адвокат, депутат Национального собрания. Посредничал между властью и бастующими рабочими. Прославился, создав прецедент: социалист вошел в 1899 году в буржуазное правительство. Министр торговли, промышленности, почт и телеграфа, военный министр (в преддверии Первой мировой!), потом даже президент республики. Слишком гибок. А у оппонентов – чрезмерная жесткость.
Похороны трех человек, застреленных коммунистами на предвыборном собрании в Париже, перешли в национальную демонстрацию в присутствии бывшего президента Мильерана. Фото из Федерального архива Германии |
Родившийся 10 февраля 1933 года писатель Михаил Рощин (ум. 2010) известен сегодня примерно в равной мере как прозаик и драматург. Он начинал в 50-е годы как один из тех писателей, которые по-новому увидели нестоличную жизнь, а прочитаны были прежде всего – такой вот парадокс – именно в Москве и Ленинграде. Пьесы Рощина тоже, конечно, игрались там. Или шли в самиздат, как «Седьмой подвиг Геракла».
Фото с сайта www.wikipedia.org |
Немецкий драматург и поэт Бертольт Брехт (1898–1956) – экспериментатор, парадоксалист. Со времен Аристотеля мы знали три рода искусства: эпос, лирику и драму, а он создал нечто новое – эпический театр. И у нас с Брехта начиналась любимовская Таганка, возник плюрализм вместо монополии Станиславского. И отказ от коммунизма тоже происходил на спектаклях по пьесам коммуниста Брехта. От него мы услышали про себя: «Несчастна та страна, где нуждаются в героях». Дом Брехта в Аугсбурге (в настоящее время музей).
Фото с сайта www.wikipedia.org |