Парашют – изобретение давнее, еще Леонардо да Винчи предлагал. И с воздушных шаров еще в конце XVIII века прыгали с помощью подобных устройств. А русский инженер Глеб Котельников (1872–1944) создал ранцевый парашют для спасения с самолетов. Испытали в 1912-м. Но глава наших воздушных сил великий князь Александр Михайлович счел, что идея эта вредная: чуть что, летчики будут прыгать, бросая самолеты на гибель... Марка Почты России. 2012
Кто не знает имени Исаака Дунаевского (1900–1955), кто не слышал его песен? Таких незнаек нет. А некоторые слышали о его самоубийстве или его трудностях в самоощущении, чуть ли не конфликте с действительностью СССР. Да полноте, все это не суть важно. Куда проблемнее получается портрет, если композитору было хорошо. Читаю в Сети: он создал песню массовую, от которой праздничное, боевое настроение. Массовая, боевое... Вот это-то ужас тоталитарности и есть.
Фото с сайта www.wikipedia.org |
Левый человек был шведский премьер Улоф Пальме (1927–1986). Левый по сути – без совковых коннотаций этого словечка. Не заскорузлый коммунист, а социал-демократ, с живым, говорили даже – слишком выразительным для политика лицом, жертва убийцы. Шла холодная война, он проводил третью линию в нейтральной стране. За счет двух «основных» линий, если говорить честно. Фото Reuters |
Творчество художников мы привычно связываем с воображением, фантазией. Однако в изобразительном искусстве, как и в словесности, есть не только, как теперь говорят, фикшн, но и нон-фикшн, то есть документалистика. Тем более это было так, когда еще не существовало фотокамеры. Итальянский живописец Бернардо Беллотто, рожденный 30 января 1721 года, был прозван Каналетто Младшим – с отсылкой к Каналетто Старшему, своему дяде и учителю. Их произведения даже, бывало, путали. На поверхностный взгляд, роль личности у таких художников минимальна, они просто протоколируют реальность. В том, однако, и штука, что увидеть свою натуру, уловить ее надо уметь. И Беллотто привносил в венецианские и другие городские виды свое индивидуальное восприятие. Можно, наверное, не только облик городов Европы восстанавливать по его произведениям, но и характерные черты тогдашнего европейца – одного из тех, кто принадлежал к культурному сообществу. Бернардо Беллотто. Венеция, вид на набережную, глядя на запад, с Палаццо Дукале и южной стороны Пьяццетты. Частная коллекция |