30.10.2013 00:01:00
День в истории. 30 октября
Тэги: история, ссср, репрессии
30 октября 1990 года в Москве на Лубянской площади, перед зданием КГБ, установили Соловецкий камень – валун, привезенный с тех самых островов, где находился знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). С 1991 года в календаре появился День памяти жертв политических репрессий – официальная дата: цветы, свечи, слова поминовения. Но все эти публичные ритуалы были еще совершенно невозможны 30 октября 1974 года, когда в советских лагерях антисоветчики провели по призыву одного из них, выдающегося правозащитника и публициста Кронида Любарского, голодовку протеста. Вот такие два состояния одного дня: от запретности и гонимости до наличия всех признаков санкционированности, когда уже становится тревожно: не потерять бы смысл и суть. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
|
Юбилей, который мало кто заметит: 125 лет назад, 30 октября 1888 года, американец Джон Дауд получил патент на авторучку с вращающимся наконечником. То есть на шариковую ручку. Вернее, на принцип ее работы – до общедоступного письменного прибора такого рода оставалось еще далеко. А в нашем отечестве, даже когда производство таких ручек было освоено, школьникам они не дозволялись. Почерк не тот... Фото Reuters |
|
К жанру комедии нравов (хотя разве нравы не есть комедия уже по определению?) принадлежат пьесы англо-ирландского писателя Ричарда Бринсли Шеридана (р. 1751), автора знаменитой «Школы злословия». И было у него еще одно амплуа – парламентского трибуна. Депутат от партии вигов (либералов), Шеридан прославился обвинительными речами. У премьер-министра Питта Младшего головы лидеров оппозиции закупорены в бутылках. И вот он открывает бутыль с головой Шеридана... Карикатура из архива Библиотеки Конгресса США |
|
Французский кинорежиссер и оператор Луи Маль родился 30 октября 1932 года. Его дебютом стал документальный фильм «В мире безмолвия» в соавторстве с Жаком Кусто – о подводных глубинах. Первая его художественная лента – «Лифт на эшафот», история одного убийства с убийцей, взбирающимся к жертве по веревке на высоту. Взобрался, убил, ушел, а веревку-улику оставил. Человек перемещается в измерениях нашего мира, довольно-таки нелепого. Девочка-провинциалка, героиня комедии «Зази в метро», попадает в Париж и в разные истории. А вот в метро, как и следовало ожидать в фильме с таким названием, так и не попадает, хотя мечтала посмотреть. Кадр из фильма «Лифт на эшафот». 1957 |
Комментарии для элемента не найдены.