0
1483
Газета День в истории Интернет-версия

07.03.2013 00:01:00

День в истории. 7 – 10 марта

Тэги: история, шахматы, роберт фишер


история, шахматы, роберт фишер Шахматист Роберт Фишер считал себя всесторонним гением. Потомки решат, не сводил ли он весь мир к одним лишь шахматам. Фото Reuters

Сумасшедшие бывают, как известно, двух категорий: спокойные и буйные. Но и к тем, кому психиатрический диагноз вроде бы не поставлен, это тоже относится. А уж к наделенным искрой Божьею – и подавно.
Французскому композитору и дирижеру Морису Равелю, родившемуся 7 марта 1875 года, дают чаще всего два терминологических определения: импрессионист и виртуоз. Первое ассоциируется, как правило, с мягкостью, спокойствием, даже камерностью. Второе чревато капризами вплоть до скандалов. Околотворческих, например. Три раза подряд – в 1901, 1902 и 1903 годах – Равель пытался завоевать (такой вот специфический глагол, но что поделаешь) Римскую премию в композиторской номинации и терпел неудачу. Его импрессионизма напрочь не принимало жюри. И публика судачила о том, какие симпатии и антипатии за этим стоят. А у самого Равеля кабинетная жизнь протекала в одном русле, салонная – в другом, от нее как бы независимом. Иногда, впрочем, эти два потока пересекались.
1928 год, Париж, Гранд-опера. Триумфальная премьера «Болеро» – из сочинений Равеля, самого известного и самого проблематичного, что ли. Одна и та же бесконечно варьирующаяся музыкальная фраза, какое-то гипнотическое воздействие на слушателя – не переход ли это к внехудожественности? Не знаю.
Теперь приблизимся к нашим дням, и снова на календаре 7 марта. Исполняется 105 лет со дня рождения знаменитой итальянской киноактрисы Анны Маньяни (ум. 1973). В зрительской памяти она оставила устойчивый образ героини неореалистических фильмов, прежде всего из такой ленты, как «Рим – открытый город» Роберто Росселлини. Это были те самые низы и окраины, в которых Анна Маньяни провела свое детство. Сама она потом жаловалась, что ей «надоели роли истеричных, крикливых представительниц рабочего класса». И мало кто помнит ее первые артистические опыты: она выступала в ночных клубах с песенками соответствующей тематики, и внимание кинорежиссеров привлекло именно сочетание темпераментности с полным отсутствием гламура.
Когда артист весь без остатка уходит в свои роли, это нормально. А в других формах общения с публикой? 9 марта исполнилось бы 70 лет Роберту Джеймсу Фишеру (ум. 2008), он же Бобби Фишер, – американскому шахматисту, чемпиону мира в 1972–1975 годах, а среди всех обладателей этого титула – абсолютному чемпиону по скандальности. И дело здесь не только в ершистости характера. Лейтмотив всех разговоров о Фишере – его сосредоточенность на шахматах и ни на чем ином, вызывающая неизбежные вопросы: да был ли он способен на что-либо другое, как следует относиться к подобной ограниченности? Сам Фишер не стеснялся этой темы. «Все, что я хочу когда-либо делать, – это играть в шахматы». «Когда я выигрываю, я гений. Когда не выигрываю, я не гений». «Я возражаю, когда меня называют шахматным гением, потому что считаю себя всесторонним гением, которому просто выпало играть в шахматы». То есть Фишер, по его собственному мнению, знал все, включая шахматы, тогда как, например, Каспаров удостоился от него недипломатических характеристик, потому что «не знает ничего, кроме шахмат». С другой стороны, ровно такую же оценку дал автору этих слов Михаил Ботвинник: «У Фишера нет другого выхода, как любить шахматы. Ведь он не умеет делать ничего другого». В общем, все квиты. Бывает и такая гармония, да.
Когда Фишер боролся за звание чемпиона мира с советскими гроссмейстерами, их соперничество было и аналогом, и проекцией, и сублимацией – выбирайте термин по вкусу – «холодной войны», глобального противостояния двух систем. Так у нас в СССР все это и воспринимали. Но сейчас мне почему-то приходят на ум строки из «Теркина на том свете» Твардовского: там два загробных мира. «Всяк свои имеет стены/ При совместном потолке. Два тех  света – две системы,/ И граница на замке». Ведь Фишер у себя, в свободном мире, стяжал славу обличителя американского капитализма и антисемита...
Разумеется, Фишеру сопутствовали непрерывные скандалы и судебные тяжбы. У одного его современника, литератора по профессии, по этой части тоже был немалый опыт. Эфраим Севела, прозаик, сценарист и к тому же кинорежиссер, принадлежал к трем культурам – русско-советской, израильской и американской. Он родился 8 марта 1928 года в Бобруйске, умер в 2010-м в Москве. Между этими двумя точками в пространстве и времени – ломаная линия перемещений. Во время войны Ефим Драбкин (Эфраим Севела – литературный псевдоним) был сыном полка. В начале 70-х собрался уезжать в Израиль и был в той группе из 24 отказников, которая устроила сидячую забастовку в приемной Президиума Верховного Совета СССР. Когда выбрался-таки в Израиль, изведал войну – в октябре 1973-го. Потом решил вновь обретенную Страну обетованную покинуть. На вопрос, почему не захотел там жить, отвечал: «Я не захотел?! Это меня не захотели». И написал гомерически смешную повесть об израильской повседневности под программным заголовком: «Остановите самолет, я слезу».
У меня опять-таки поэтическая ассоциация – с Борисом Чичибабиным. «Я рад бы все принять и жить в ладу со всеми,/ да с ложью круговой душе не по пути./ О, кто там у руля, остановите время,/ остановите век и дайте мне сойти».   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
618
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2340
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1551
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1181

Другие новости