0
175
Газета Культура Печатная версия

20.04.2025 18:38:00

Рисунки по обе стороны Тайги

Литературный музей впервые полностью представил свою коллекцию графики Михаила Соколова

Тэги: литературный музей, выставка, потерянный временем, коллекция графики, михаил соколов, тихое искусство, история


литературный музей, выставка, потерянный временем, коллекция графики, михаил соколов, тихое искусство, история Воображаемую вселенную Соколова наполняли прекрасные дамы. Фото агентства «Москва»

Выставка «Потерянный временем» приурочена к 140-летию Михаила Соколова, некогда забытого, а сейчас одного из самых известных художников «тихого искусства» рубежа 1920–1930-х годов. Она идет в Доме Ильи Остроухова в Трубниках, относительно недалеко от давно снесенного здания на углу Калашного переулка и Арбатской площади, где до ссылки жил Соколов, – и наряду с работами из частных и музейных собраний впервые представляет всю соколовскую графику из Литературного музея, больше 100 рисунков. Кураторы – Наталья Реброва (от музея) и коллекционер Юрий Петухов, который несколько лет назад издал с Ниной Голенкевич, ведущим исследователем искусства Соколова, хранителем Ярославского художественного музея, где находится самая крупная коллекция произведений художника, его 4-томный каталог-резоне.

В 1942-м лагерная охрана изъяла у Соколова папку с рисунками и стихами, где, по его подсчетам, было около 500 листов. По его лагерной переписке и с бывшей женой Мариной Баскаковой, и с будущей – Надеждой Верещагиной-Розановой видно, как Соколов тревожился, что письма не доходят. А они порой не доходили. В 1940-м он сетовал, что с двумя не полученными Розановой письмами отправлял 25 рисунков, в том числе иллюстрации «к «Бретонским легендам»… к Мопассану» и к «Руслану и Людмиле», – где использована «красота сибирского неба». Соколова арестовали в 1938-м, вскоре после получения мастерской на Масловке, по 58-й ст., обвинявшей в призыве к свержению власти и контрреволюционных действиях. Приговорили к семи годам и отправили в Сиблаг: Кемеровская область, станция Тайга. В 1943-м освободили как доходягу, реабилитировали в 1958-м, через 11 лет после его кончины. Вопреки всему сохранилось больше 250 его картин и больше 6000 рисунков.

В 2003-м вышла составленная Ниной Голенкевич книжка «Михаил Соколов в переписке и воспоминаниях современников», до сих пор остающаяся одним из главных документальных источников о художнике. Ее цитируют и на нынешней выставке – как любой архив, это делает объемным смотрение работ (а еще к проекту записали видеоинтервью с ней и с Петуховым). В нервическом почерке соколовского «тихого искусства» бурлил горячный темперамент создателя. Узнав, что художница Антонина Софронова в 1935-м имела неосторожность похвалить иллюстрации Николая Кузьмина к «Евгению Онегину», зная его, соколовскую, их «отрицательную, четко выраженную оценку», он пришел в юношескую ярость, отношения с ней разорвал и написал, чтобы «еще раз, но более хладнокровно поставить все точки над i», напоследок велев вычеркнуть себя, Соколова, из памяти (расшифровка письма приведена в одном из залов). В нем сочетались не то чтобы взаимоисключающие черты, но балансирующие на грани парадокса. Человек в лаковых туфлях, с летящей походкой, каким вспоминала его Баскакова, мог довольствоваться кипятком с баранками и наотрез отказался покупать корыто, порицая «мещанство». В 1924-м его работы повезли на Венецианскую биеннале, а в середине 1920-х он уничтожил большинство своих ранних вещей.

В последние годы лагерные рисунки Соколова экспонируют регулярно, и это актуальные показы. На клочках бумаги, как сквозь мутное стекло, с воздухом холодных голубых, светло-желтых и розоватых прожилок проступают города, пейзажи, прогулки, охотник с собакой и птицы в небе. Вынужденно аскетичные, крохотные, но упрямые форточки в нормальную жизнь.

Соколовские приемы – линия и дымка. Характерная дымчатость многих его рисунков, возможно, была не только следствием падавшего в лагере зрения. Она постепенно нарастала с 1920-х, когда он отходил от кубистических экзерсисов 1910-х, еще не полностью затихших в рисунках со св. Себастьяном. Его Себастьяны тоже почти парадоксальны сочетанием сюжета и формы: это стало и отдельным циклом и иллюстрацией к рукописному стихотворному сборнику Соколова «Сентябрь». Но в 1920-х появились и «Две фигуры в пейзаже», то ли проступающие, то ли тающие в тумане.

В соколовском мире вместе с будничными мотивами, городскими зарисовками, натюрмортом с борной солью или с расческой жили его влюбленность в классическое искусство (от Эль Греко и Рембрандта до Ван Гога) и литературу. От иллюстраций к вольтеровской «Орлеанской девственнице», изданием которых в Academia художник остался недоволен, – к рисунку с Гамлетом 1940 года, к рисованным циклам к Диккенсу, к «Мертвым душам» и «Анне Карениной», к портретам Пушкина (все – из собрания Литературного музея). Другую воображаемую вселенную наполняли прекрасные дамы, в большинстве – умозрительные, бесплотные человеческие абстракции с чуть кукольными лицами и силуэтами, даже когда они сотканы не несколькими линиями, а выпутаны из паутины плотных штрихов, как «Дама в широкополой шляпе» 1937 года.

Другое дело – его портретные зарисовки Антонины Софроновой начала 1920-х. Видно, что, несмотря на все будущие разногласия, она – друг, что, несмотря на крайний лаконизм черных линий, это индивидуальные черты, подмеченные с теплотой к конкретному человеку. Там из трех рисунков один особенно выразительный, где она стоит, опираясь на стол. Она – это две линии на шею, формирующих осанку, потом завиток хрупкого плеча, три-четыре короткие линии на гибкую руку, опирающуюся на стол. И – линия, которая должна бы очертить овал лица, но замирает в начале пути. Черт лица тоже, разумеется, нет. А манера держаться, образ схвачен. Вернувшись из лагеря, Соколов повинится за ссору из-за кузьминских иллюстраций и отношения с Софроновой восстановит. Хочется думать, что уже в том давнишнем рисунке он сказал о чем-то очень важном, что пустой конфликт не мог перечеркнуть. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА "Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века"

ВЫСТАВКА "Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века"

0
2039
 ВЫСТАВКА "Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и "Октября"

ВЫСТАВКА "Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и "Октября"

0
2028
Знание свидетеля событий

Знание свидетеля событий

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

95 лет со дня рождения историка Натана Эйдельмана

0
3652
Бегом от венца!

Бегом от венца!

Алексей Рябцев

К юбилею «невероятного происшествия», описанного Гоголем в «Женитьбе»

0
1402

Другие новости