Новый директор ГМИИ Ольга Галактионова на своей первой пресс-конференции 26 марта.
Фото агентства «Москва»
Главным блокбастером Пушкинского музея Ольга Галактионова считает его постоянную экспозицию, что не помешало в день пресс-конференции закрыть музей до 14.00 и не считаться с потерями от не купленных билетов. Говорили час, но конкретики вышло немного.
Ольга Галактионова готовит «реструктуризацию кадров» и «ревизию некоторых покупок последних лет». В первом случае надеясь, что «увольнений пачками не будет», во втором – ссылаясь на «информационное поле», в котором какие-то покупки вызвали какие-то вопросы, поэтому их теперь намерены перепроверить и в случае чего вывести на повторный аукцион.
Пафос мероприятия лавировал между тем, что во всех музеях мира одинаковые проблемы, и тем, что первая задача нынешнего директора – «навести порядок» (на это уйдет года полтора-два, правда, что именно сейчас не так, не прозвучало). Лавировал он и между свежей мыслью о том, что концепция Пушкинского музея заложена в его названии, это Запад и Восток, Север и Юг, «советское и здоровое современное искусство» (последнему подыщут «новые имена»), – и словами «Make Pushkinsky great again». На вопрос из зала, чем же не велик музей, выступавшие (модерировал встречу представитель Минкультуры Дмитрий Трубинов) немножко обиделись, что аудитория не уловила шутки, ведь такую же Галактионова уже шутила, придя в свое время в «РОСИЗО». Другая шутка про «видосик и саундтрек» к пресс-конференции прозвучала в ответ на чей-то упорно не замолкавший телефон. Величие музея, по разъяснению Галактионовой, связано с величием для всех, с тем, чтобы люди сюда стремились со всей страны, даже из Владивостока. Чтобы очереди стояли.
Постоянная экспозиция ГМИИ будет дополняться, и по крайней мере в намерении ее расширять звучит продолжение того, что делала прежний директор Елизавета Лихачева. Основной вопрос относительно выставочных планов логично был связан с отменой проекта «Вернуть будущему. К истории шедевров, утраченных и сохраненных во Второй мировой войне». Он был анонсирован Лихачевой в конце декабря как один из главных для Пушкинского музея на этот год, то есть прошел утверждение в Минкультуры. Выставка должна была представить «произведения, спасенные после взрыва бункера Фридрихсхайн и отреставрированные сотрудниками ГМИИ им. А.С. Пушкина». Однако новый руководитель проект перенесла «по техническим причинам» на неопределенное время, то есть фактически отменила. Трудно сосчитать, сколько раз Галактионова и Трубинов уверяли, что никакой конспирологии тут нет. Вместо этого готовят совместную с Русским музеем экспозицию «Подвиг музея», имея в виду музеи вообще и уже другой материал.
Новый директор соберет выставочный комитет и наймет выставочного менеджера. В «предварительных» экспозиционных планах остались «Французский рисунок первой половины – середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» (откроется уже 8 апреля), «Музей Барятинских. Европейское искусство XVII–XIX веков», «Не только Брейгель. Нидерландская гравюра XVI века». И появились «Век пейзажа», «К 100-летию Рабочего клуба. Александр Родченко», рококо и эпоха маркизы де Помпадур, ретроспектива Шагала, показы Тышлера и Лабаса (последнего теперь масштабно явили в Новом Иерусалиме, но это, видимо, ничего) и советского скульптора Беатрисы Сандомирской. Также, по словам Галактионовой, сейчас «прорабатывают» выставку с Африкой.
Единственное прозвучавшее в связи с кадровыми переменами имя – Георгий Москвичев, бывший заместитель Галактионовой в «РОСИЗО» и и.о. директора до назначения на этот пост Ивана Лыкошина. Москвичев перейдет в новую команду Галактионовой в ГМИИ.
Директор сетовала на недостаток реставраторов (не только сама реставрация, но и публичный показ ее итогов для Пушкинского, как и для многих других музеев, – не новый тренд, а недавно директор Эрмитажа, глава Союза музеев Михаил Пиотровский предложил разработать общероссийскую систему реставрации предметов Музейного фонда) и археологов. Оказалось, даже искусствоведов мало, и «на работу брать некого». Но по крайней мере Галактионова абсолютно довольна Клубом юных искусствоведов (КЮИ). С точки зрения директора ГМИИ, занятия в КЮИ можно приравнять к искусствоведческому образованию, она не только обещает в будущем году широко отметить 100-летие клуба, но мечтает саму методу «франшизой» передать регионам.
О ходе строительства Музейного городка разговор вышел короткий и уклончивый. Видимо, не успев вникнуть в суть дела, Галактионова сообщила, что сначала нужно открыть первый объект, а потом думать о каких-то изменениях, что все идет по плану, но дату не назвала.
Что именно в целом новый руководитель намерена привести в музее к порядку, к какому и по каким принципам (это касается и реструктуризации кадров, и ревизии приобретений), пока четко сформулировано не было. Но с директорами-предшественниками она себя сравнивать не стала бы, лучше – с Цветаевым: «Хотелось бы, чтобы он там порадовался»…