0
1368
Газета Культура Печатная версия

24.03.2025 18:19:00

Русский пейзаж с эффектом погружения

Звенигородский музей-заповедник в Подмосковье проводит выставки живописи Ивана Шишкина и шедевров из своего собрания

Тэги: звенигородский музей заповедник, подмосковье, выставки живописи ивана шишкина

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв:

«Стараемся наполнять музеи Подмосковья выставками, которые были бы интересны самой разной аудитории – и тем, кто профессионально интересуется искусством, и тем, кто впервые знакомится с творчеством известных мастеров».


звенигородский музей заповедник, подмосковье, выставки живописи ивана шишкина В наше время в шедеврах Шишкина открываются новые смыслы не только красоты русской природы, но и бережного к ней отношения. Фото пресс-службы Звенигородского музея-заповедника

В марте Звенигородский государственный музей-заповедник порадовал посетителей двумя новыми проектами. В Звенигородском Манеже открылась выставка одного из самых известных русских пейзажистов Ивана Шишкина. А на территории Саввино-Сторожевского монастыря, в Царицыных палатах – выставка «Топ 100 + 5», приуроченная к 105-летию музея и представившая избранные предметы из его фондов.

Мастер эпического пейзажа

На выставке «Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа» представлены работы из собрания Государственного Русского музея – всего 40 произведений, большая часть из собрания художника. Картины расположены в хронологическом порядке, начиная от ранних и заканчивая последними, конца 90-х годов XIX века. По задумке организаторов, это позволяет показать эволюцию творческого пути художника Ивана Шишкина, представляя все его этапы.

«Радостно наблюдать, как развивается площадка Звенигородского Манежа, – отметил на открытии выставки министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов. – Вот уже третий проект, организованный Русским музеем, открывается в этих стенах и, уверен, понравится посетителям. Я хотел бы поблагодарить руководство Государственного Русского музея за продолжение сотрудничества. Каждый из этих проектов – заметное слово в культурной жизни региона и важный шаг в деле укрепления межмузейного взаимодействия».

Проекты Государственного Русского музея рассказывают о природе, сказала в своем вступительном слове директор Звенигородского музея-заповедника Елена Кожевникова: первый проект – «Левитан и его круг», второй – «Преображенная природа», на которой были представлены более 40 работ известных мастеров пейзажной живописи, таких как Айвазовский, Саврасов, Куинджи, Репин, третий посвящен творчеству Ивана Ивановича Шишкина. «Для нас важна эта тема не только потому, что мы хотим познакомить зрителей с шедеврами русской живописи, но еще и потому, что русская, подмосковная природа, наши природные ландшафты являются живым воплощением живописных полотен русских пейзажистов, – отметила Елена Кожевникова. – Нам кажется, что Шишкин нам особенно близок и знаком с детства. В наше время в его шедеврах открываются новые смыслы не только красоты русской природы, но и бережного к ней отношения».

Среди картин, представленных вниманию зрителей, как небольшие, но мастерски написанные этюды, так и масштабные произведения, такие как «Ручей в березовом лесу» (1883), «Перед грозой» (1884), «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «Дубы» (1887), «Сосновый лес» (1885). Древний Звенигород, где проходит выставка, славится живописной природой – его окружают заповедные леса, дубовые рощи, историко-культурные ландшафты. Эти места во многом созвучны тем образам русской природы, которые воспевал Шишкин, и создают особую атмосферу для знакомства с его творчеством.

Куратор выставки – ведущий научный сотрудник Русского музея, хранитель фонда живописи второй половины XIX – начала XX века Сергей Кривонденченков отметил, что Шишкин, с одной стороны, в рекламе не нуждается, но, с другой стороны, каждая выставка мастера – это своеобразное открытие, потому что в зависимости от города и зала, в котором экспонируются его произведения, всякий раз это новая выставка. Выставочный зал Звенигородского Манежа при скрупулезном подходе к дизайн-проекту позволяет создавать разнообразные пространства, и это делает каждую выставку необычной и интересной.

Дополнением к живописным полотнам стала мультимедийная зона, которая позволяет посетителям погрузиться в мир великого пейзажиста. Игра света и тени, шум дождя и пение лесных птиц создают полный эффект погружения в картины художника.

На основе выставки Звенигородским музеем-заповедником разработаны тематические мастер-классы и лекции. Для маленьких посетителей в возрасте от пяти лет подготовлены интерактивные программы «Шишкин в кубе» и «Сказки лесного царя», для подростков музей предлагает поисковую игру «По следам Шишкина». Выставка продлится до 29 июня 2025 года.

002-1.jpg
На своей юбилейной выставке
Звенигородский музей-заповедник представил
избранные экспонаты из своих фондов.
Фото пресс-службы
Звенигородского музея-заповедника
Шедевры музейной коллекции

В марте в Звенигородском музее-заповеднике открылась еще одна знаковая выставка «Топ 100 + 5», она приурочена к 105-летию музея, отсюда такое название. Столь солидная дата заставляет задуматься о том пути, который уже пройден и еще только предстоит. С 1920 года музей располагался в подмосковной усадьбе Введенское и был посвящен усадебной тематике, а в 1922 году, после объединения с Музеем церковной живописи и архитектуры XVII столетия, переместился в Саввино-Сторожевский монастырь. И вот уже более века продолжается серьезная исследовательская работа по изучению наследия древней обители и знакомству посетителей с великой русской культурой, богатым прошлым Звенигородского края. Музейные фонды – это его сокровищница, первое условие для оценки каждого музея.

В экспозиции представлены около 500 избранных предметов из фондов музея: элементы церковного убранства, атрибуты дворянского и крестьянского быта XIX – начала XX века, личные вещи широко известных личностей, а также лучшее из коллекции живописи Звенигородского музея-заповедника. Выставка связывает единой нитью повествования темы русской усадьбы, национального религиозного искусства, народной жизни и творчества художника, получающего вдохновение в красоте родной природы.

Экспозиция размещена на территории Саввино-Сторожевского монастыря в здании Царицыных палат, построенных в середине XVII века по приказу царя Алексея Михайловича для богомольных выездов в обитель его супруги – царицы Марии Ильиничны. Именно в этом светском по своему назначению сооружении, изначально вовлеченном в ансамбль действующего монастыря, музей на протяжении нескольких десятилетий ведет рассказ о родной истории.

Один из интереснейших экспонатов выставки – Царские врата середины XVII века, притворявшие вход в алтарь Московского Симонова монастыря, на них изображены сцена Благовещения и четыре евангелиста. Прекрасный образец древнерусского искусства станет поводом к посещению выставки.

Еще одна жемчужина коллекции – дубовое кресло, украшенное резьбой в готическом стиле с изображением гербов провинций Французского королевства, чудом пережившее потрясения первой половины XX века. В 1950-е годы, когда музей восстанавливался заново, в новой книге поступлений этому экспонату был присвоен почетный первый номер.

Экспозицию завершает фильм, подробно повествующий о эпохальных страницах истории музея, он создан на основе подлинной кинохроники прошлых лет силами научных сотрудников. Выставка продолжит свою работу до 25 января 2026 года. 


Читайте также


Подмосковный автопром наращивает производство

Подмосковный автопром наращивает производство

Георгий Соловьев

Инвестпроекты получают поддержку на всех этапах реализации

0
6036
Подмосковные энергетики делают ставку на надежность

Подмосковные энергетики делают ставку на надежность

Георгий Соловьев

Специалисты "Мособлэнерго" продолжают программу масштабного обновления электросетей

0
9397
Стивен Кинг ближнего Подмосковья

Стивен Кинг ближнего Подмосковья

«НГ-EL»

Умер писатель Евгений Константинов

0
3617
Встречаем весну в Подмосковье

Встречаем весну в Подмосковье

Георгий Соловьев

0
20520

Другие новости