Пианист Алексей Любимов стал сокуратором концерта. Фото Никиты Чунтомова с сайта www.v-a-c.org
Ныне здравствующему композитору и пианисту Александру Рабиновичу-Бараковскому 30 марта исполнится 80 лет, и к этой дате Дом культуры «ГЭС-2» в лице куратора музыкальных программ Дмитрия Ренанского решил устроить большую ретроспективу творчества одного из ключевых героев новой русской музыки.
Музыка Рабиновича-Бараковского сегодня звучит очень точечно, ее знают только избранные – исполнители и коллеги-современники; последний раз композитор, постоянно живущий в Швейцарии, был в Москве больше 10 лет назад. Продвигает в массы его минималистские пьесы и тогда, 40 лет назад, и сейчас неутомимый энтузиаст, пианист Алексей Любимов – он и стал сокуратором концерта в «ГЭС-2». Сам, конечно же, тоже вышел на сцену – с романтической отстраненностью и хрустальным звуком исполнил два экспромта Шуберта. А композиторские опусы своего друга доверил молодым последователям, словно символически передав авангардную эстафетную палочку.
Первой ее перенял победитель прошлого конкурса Чайковского Сергей Давыдченко. В его прочтении «Грустная, порой трагическая музыка» обрела скорее старательный ученический характер. Конечно, Сергей демонстрировал свои блестящие технические возможности, но вопрос, так ли необходимо здесь их было акцентировать (пьеса превратилась в одну сплошную каденцию романтического концерта), остался открытым.
Продолжила концерт-оммаж солистка оркестра Мариинского театра Мария Федотова, которая представила мировую премьеру Рабиновича-Бараковского «Импульсы» – виртуозную миниатюру со всем набором флейтовых приемов, напоминающую Секвенцию Лучано Берио. Ансамбль первоклассных мастеров новейшей музыки – пианисты Павел Домбровский и Сергей Каспров, скрипачка Марина Катаржнова и виолончелистка Ольга Демина – наполнили Актовый зал «ГЭС-2» мажорными остинатными звуками.
Сочинение DieZeit («Время») буквально искрилось и переливалось как блики на солнце, и казалось, что этому восторженному гимну не будет конца. Но красивую точку в посвящении Рабиновичу поставили Сергей Каспров и Арсений Тарасевич-Николаев (он же не так давно играл в «ГЭС-2» мировую премьеру «Заклинаний» композитора): в их мощном, драйвовом звучании «Популярная музыка» и в самом деле напоминала поп-хит, под который хотелось притоптывать ногами и прихлопывать руками в такт.
Один из музыкальных критиков как-то заметил, что в творчестве Рабиновича-Бараковского, как в коммунальной квартире, уживаются три разных начала: рационализм музыкальной композиции ХХ века, эзотерические учения и стихия романтического пианизма. И если первое отделение концерта отражало в себе первые два – репетитивность действительно рождала медитативное магическое состояние, – то второе отделение было целиком отдано Рабиновичу-пианисту.
Долгие годы он концертировал как в одиночку, так и в тандеме со знаменитой Мартой Аргерих: великолепный интерпретатор музыки Шуберта (что и напомнил слушателям Алексей Любимов), Рабинович одним из первых в Советском Союзе стал исполнять произведения зарубежных авангардистов, фактически запрещенных в то время. В 1971 году в зале Института музыки имени Гнесиных он впервые сыграл «Двенадцать взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана.
В «ГЭС-2» пианист Юрий Фаворин выбрал лишь один номер из этого цикла – «Первое причастие Девы Марии», но и этого хватило для того, чтобы зал погрузился в некий транс этой, согласно названию нескольких пьес Рабиновича-Бараковского, «красивой музыки».