Выставка Александра Лабаса работает до 25 мая, заключительный концерт музыкального проекта пройдет накануне. Фото с сайта www.njerusalem.ru
В музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви». Художник-авангардист воспел энергию движения, увлеченный новым миром машин. Но вместе с тем дирижабли, самолеты, трамваи, автомобили на его полотнах – лиричны, легки, воздушны, романтичны, даже музыкальны. Художник попытался представить настоящее – и будущее людей и механизмов, и это представление очаровывает. Путь от советского авангарда 1920-х к сегодняшнему дню прочерчивает и музыковед Юлия Де Клерк в своем авторском цикле «Время, вперед!», задуманном как контрапункт к выставке. Серия лекций и концертов начнется уже в ближайшую субботу.
Первый концерт посвящен, конечно, городу и двигателю: тема вводной лекции Де Клерк – «Апология движения. Урбанизм. Индастриал. 1920-е». Технологический прорыв немедленно вызвал отклик композиторов по обе стороны океана: в Старом и Новом Свете появлялись партитуры, стремившиеся запечатлеть индустриальный мир, а его приметы вводили прямо в оркестр – гудки, сирены, пишущие машинки и т.д. Музыкальному конструктивизму 1920-х посвящен концерт «Гимн машинерии». В исполнении ансамбля солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории прозвучат сочинения Сати, Мийо, Антейла, Мосолова, Дешевова и Прокофьева, и названия пьес впечатляют сами по себе: «Каталог сельскохозяйственных машин», «Рельсы», «Завод», «Аэроплан», «Прибытие тракторной бригады в колхоз» и др.
Следующая программа называется Perpetuum mobile: вечное движение, каким представляли его композиторы. Пианист Сергей Каспров представит панораму токкатной музыки ХХ века: от эпатировавших современников сочинений Прокофьева, Бартока и Стравинского до экспериментов композиторов – лидеров послевоенного авангарда Дьердя Лигети и Фридерика Ржевски (29 марта).
Лекция «Бунтари и пророки новой музыки» посвящена композиторам-новаторам, совершившим революцию в области эстетики и музыкального языка. А в концерте пианиста Юрия Фаворина «Краски и звуки» прозвучат пьесы, объединенные идеей колористики и поисков в области нового звука. Пианист исполнит сочинения Клода Дебюсси, Арнольда Шенберга, Александра Скрябина и Николая Рославца, Белы Бартока и Оливье Мессиана (19 апреля).
Музыка ХХ века испытала мощное влияние ориентальной культуры, и концерт «Магия Востока» представит разные попытки отразить это явление. «Песни безумного муэдзина» поляка Кароля Шимановского родились под впечатлением от поездки композитора в Тунис. Китайская тема обыграна Стравинским в опере «Соловей», «Мадагаскарские песни» Мориса Равеля обращены к архаике. Американский композитор-минималист Терри Райли учился в Индии импровизации и игре на традиционных инструментах. Результатом его поисков стала пьеса «Eastern MAN» для голоса и двух синтезаторов, которая в концерте прозвучит в переложении для голоса и ансамбля. В качестве солистки выступит лауреат независимой премии «ПАРАБОЛА» Алиса Тен (26 апреля).
Творчество любого советского художника немыслимо без темы войны. Не исключение и сам Александр Лабас, и композиторы-современники. Художник был эвакуирован в Ташкент, где также находились Дмитрий Шостакович и его младший современник и близкий друг Мечислав Вайнберг. В воспоминаниях Лабас рассказывал, как, пользуясь случаем, внимательно зарисовал черты лица спящего Шостаковича в железнодорожном вагоне. В концерте «Пушки и музы» прозвучат фортепианные квинтеты Шостаковича и Вайнберга. «Эта музыка написана кровью сердца», – напишет о квинтете Вайнберга Дмитрий Шостакович. Сочинения исполнит струнный квартет камерного ансамбля «Солисты Москвы» и пианист Арсений Николаев-Тарасевич (17 мая).
Наконец, заключительный вечер цикла посвящен попытке заглянуть за горизонт и представит концепцию Космоса в современной музыкальной культуре. В пандан теории прозвучит вокально-симфоническая картина «Космогония» одного из самых ярких представителей послевоенного авангарда Кшиштофа Пендерецкого. Также в этот вечер состоится показ первого научно-фантастического фильма «Космический рейс» (1935) о путешествии советских людей на Луну, консультантом которого был Константин Циолковский. В 1998 году композитору Ираиде Юсуповой, одному из лидеров «новой волны», была заказана своего рода озвучка ленты, которая имитировала бы советскую музыкальную культуру. Этот редкий вариант фильма и завершит проект «Время, вперед!» (24 мая).