0
273
Газета Культура Печатная версия

13.03.2025 18:17:00

Гимн машинерии и Perpetuum mobile в музыке

В музее "Новый Иерусалим" начинается цикл лекций и концертов на темы творчества художника Александра Лабаса

Тэги: мкзей новый иерусалим, цикл лекций, выставка, невесомость, александ лабас, авангардизм, гимн машинерии


мкзей новый иерусалим, цикл лекций, выставка, невесомость, александ лабас, авангардизм, гимн машинерии Выставка Александра Лабаса работает до 25 мая, заключительный концерт музыкального проекта пройдет накануне. Фото с сайта www.njerusalem.ru

В музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви». Художник-авангардист воспел энергию движения, увлеченный новым миром машин. Но вместе с тем дирижабли, самолеты, трамваи, автомобили на его полотнах – лиричны, легки, воздушны, романтичны, даже музыкальны. Художник попытался представить настоящее – и будущее людей и механизмов, и это представление очаровывает. Путь от советского авангарда 1920-х к сегодняшнему дню прочерчивает и музыковед Юлия Де Клерк в своем авторском цикле «Время, вперед!», задуманном как контрапункт к выставке. Серия лекций и концертов начнется уже в ближайшую субботу.

Первый концерт посвящен, конечно, городу и двигателю: тема вводной лекции Де Клерк – «Апология движения. Урбанизм. Индастриал. 1920-е». Технологический прорыв немедленно вызвал отклик композиторов по обе стороны океана: в Старом и Новом Свете появлялись партитуры, стремившиеся запечатлеть индустриальный мир, а его приметы вводили прямо в оркестр – гудки, сирены, пишущие машинки и т.д. Музыкальному конструктивизму 1920-х посвящен концерт «Гимн машинерии». В исполнении ансамбля солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории прозвучат сочинения Сати, Мийо, Антейла, Мосолова, Дешевова и Прокофьева, и названия пьес впечатляют сами по себе: «Каталог сельскохозяйственных машин», «Рельсы», «Завод», «Аэроплан», «Прибытие тракторной бригады в колхоз» и др.

Следующая программа называется Perpetuum mobile: вечное движение, каким представляли его композиторы. Пианист Сергей Каспров представит панораму токкатной музыки ХХ века: от эпатировавших современников сочинений Прокофьева, Бартока и Стравинского до экспериментов композиторов – лидеров послевоенного авангарда Дьердя Лигети и Фридерика Ржевски (29 марта).

Лекция «Бунтари и пророки новой музыки» посвящена композиторам-новаторам, совершившим революцию в области эстетики и музыкального языка. А в концерте пианиста Юрия Фаворина «Краски и звуки» прозвучат пьесы, объединенные идеей колористики и поисков в области нового звука. Пианист исполнит сочинения Клода Дебюсси, Арнольда Шенберга, Александра Скрябина и Николая Рославца, Белы Бартока и Оливье Мессиана (19 апреля).

Музыка ХХ века испытала мощное влияние ориентальной культуры, и концерт «Магия Востока» представит разные попытки отразить это явление. «Песни безумного муэдзина» поляка Кароля Шимановского родились под впечатлением от поездки композитора в Тунис. Китайская тема обыграна Стравинским в опере «Соловей», «Мадагаскарские песни» Мориса Равеля обращены к архаике. Американский композитор-минималист Терри Райли учился в Индии импровизации и игре на традиционных инструментах. Результатом его поисков стала пьеса «Eastern MAN» для голоса и двух синтезаторов, которая в концерте прозвучит в переложении для голоса и ансамбля. В качестве солистки выступит лауреат независимой премии «ПАРАБОЛА» Алиса Тен (26 апреля).

Творчество любого советского художника немыслимо без темы войны. Не исключение и сам Александр Лабас, и композиторы-современники. Художник был эвакуирован в Ташкент, где также находились Дмитрий Шостакович и его младший современник и близкий друг Мечислав Вайнберг. В воспоминаниях Лабас рассказывал, как, пользуясь случаем, внимательно зарисовал черты лица спящего Шостаковича в железнодорожном вагоне. В концерте «Пушки и музы» прозвучат фортепианные квинтеты Шостаковича и Вайнберга. «Эта музыка написана кровью сердца», – напишет о квинтете Вайнберга Дмитрий Шостакович. Сочинения исполнит струнный квартет камерного ансамбля «Солисты Москвы» и пианист Арсений Николаев-Тарасевич (17 мая).

Наконец, заключительный вечер цикла посвящен попытке заглянуть за горизонт и представит концепцию Космоса в современной музыкальной культуре. В пандан теории прозвучит вокально-симфоническая картина «Космогония» одного из самых ярких представителей послевоенного авангарда Кшиштофа Пендерецкого. Также в этот вечер состоится показ первого научно-фантастического фильма «Космический рейс» (1935) о путешествии советских людей на Луну, консультантом которого был Константин Циолковский. В 1998 году композитору Ираиде Юсуповой, одному из лидеров «новой волны», была заказана своего рода озвучка ленты, которая имитировала бы советскую музыкальную культуру. Этот редкий вариант фильма и завершит проект «Время, вперед!» (24 мая). 


Читайте также


Лицо говорит больше, чем хочет человек

Лицо говорит больше, чем хочет человек

Дарья Курдюкова

"Непарадный портрет" Наталии Турновой представляют в Мультимедиа Арт Музее

0
3746
 ВЫСТАВКА  "Валерий Юрлов. Опыты умозрения"

ВЫСТАВКА "Валерий Юрлов. Опыты умозрения"

0
2426
 ВЫСТАВКА "Темная оттепель"

ВЫСТАВКА "Темная оттепель"

0
2416
Мультимедиа Арт Музей показывает современное искусство из коллекции Антона Козлова

Мультимедиа Арт Музей показывает современное искусство из коллекции Антона Козлова

Дарья Курдюкова

Будь мягче, будь кубиком

0
4544

Другие новости