Александр Олешко (в центре) стал инициатором выхода спектакля про Павла I на киноэкраны. Фото со страницы «Театр в кино» в «ВКонтакте»
Проект «Театр в кино» – это прокат ведущих российских театральных спектаклей в кино. Проект доступен в кинотеатрах 70 городов России и включает киноверсии постановок столичных театров. Проект задумывался как культурно-просветительский, чтобы дать зрителям по всей стране возможность увидеть лучшие драматические постановки, балеты и оперы. В афишу включены премьеры последних лет, специально снятые для большого экрана. В марте в прокате впервые – киноверсия постановки Театра им. Вахтангова «Павел I».
Проект, инициированный телеканалом «Россия-Культура» и дистрибьюторской компанией «Кино. Арт. Про» (она же представляет нишевый проект Theatre HD), проводит новый сезон. Сегодня у проекта уже около 10 наименований, и коллекция пополняется. Стоит следить за афишей, так как постановки транслируются блоками. Так, в марте на киноэкранах – «Женитьба Фигаро» Театра им. Пушкина с Александром Лазаревым, кинотриптих Бориса Юхананова (Электротеатр «Станиславский») «Безумный Ангел Пиноккио», ближе к лету возобновится прокат «Аиды» «Геликон-оперы» и спектакля «Я – Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым (Театр им. Образцова). Последний представит в конце марта и премьеру киноверсии еще одного спектакля-хита – кукольной «Турандонт». Также в прокате киноверсии балетов «Катарина, или Дочь разбойника» Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского и «Снежная королева» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Проект несомненно занял определенную нишу. Во-первых, вернул хорошую советскую традицию создания фильмов-спектаклей, благодаря которой мы имеем золотой фонд великих спектаклей с выдающимися актерами, чьи работы можем посмотреть еще через десятилетия. Во-вторых, расширил театральную аудиторию (заполняя в том числе лакуны основного кинопроката) – спектакли, вошедшие в киноафишу, собирают аншлаги, и попасть на них в сам театр даже москвичам бывает непросто, а с последнего ряда можно и вовсе ничего толком не увидеть, по крайней мере близко. Да и цена на билеты в кинотеатр всегда фиксированная и более демократичная. Единственный нюанс, что в театре спектакли идут с антрактами, а в кино – не всегда, но хронометраж иногда чуть сокращен, без потери смысловой части. Но в любом случае просмотр на экране проходит в более расслабленном режиме, чем в театре, когда надо «успевать» следить взглядом за каждым героем. Тут за зрителя все делает целая «армия» камер.
Самое главное – качество. Это не односторонняя видеоверсия спектакля, это именно фильм-спектакль, который снимается специально и особенно, подчеркивая в кадре акценты постановки. Так, в Вахтанговском театре «Павла I» снимали для проекта несколько дней подряд. И на экране можно увидеть монтаж двух планов, со зрительным залом и без него. И ракурсы выстраиваются самые неожиданные (есть и «обратные», со спины актеров), так же как и ритм съемки (к примеру, в одной из сцен камера буквально кружится в такт с танцующими). Благодаря многоплановой киносъемке можно разглядеть детали костюмов и театральные декорации крупным планом и, конечно, прицельно наблюдать за актерской мимикой.
«Павел I» в Театре Евгения Вахтангова (режиссер Наталья Ковалева, режиссер киноверсии Константин Куц) поставлен по мотивам исторической драмы Дмитрия Мережковского, которая, к слову, была после публикации запрещена и конфискована как проявление «дерзостного неуважения к Высшей Власти…». Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1801 году, когда на императора, правнука Петра I, готовится покушение, которое закончится, как известно, трагически. В спектакль введен внесценический персонаж – Екатерина II, мать Павла. Павла I называли «русским Гамлетом» и, если у Шекспира – призрак отца Гамлета, то в спектакле о Павле I появляется призрак его матери. Ужас отверженного с детства Павла, который был отстранен от власти, придворной жизни и государственных дел, видел смерть отца, умершего при невыясненных обстоятельствах во время дворцового переворота, лег в основу его напряженных отношений с матерью. Воображаемый диалог с ней он не заканчивает даже после ее смерти. Еще одним оппонентом Павла, пугающим своим цинизмом, становится граф Пален (Игорь Карташёв), плетущий дворцовую интригу сразу с двумя «пешками» – Павлом и его сыном, будущим Александром I (Юрий Поляк).
Главную роль Павла I играет заслуженный артист России Александр Олешко. На презентации киноверсии спектакля артист признался, что его роль высоко оценил сам Виктор Сухоруков, эталонно сыгравший героя русской истории в фильме Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» более 20 лет назад.
Спектакль показывает Павла как запутавшегося романтика, который мечтал сделать огромную страну управляемой («эдакая землица, что, сидя на стуле, и не увидишь»), а ее народ – счастливым. Он предстает живым, рефлексирующим человеком, который погибает, по сути, от внутреннего конфликта. Мечтая осчастливить страну, которой правит, он не понимает ее и избирает неподходящие методы, что приводит к личной и общественной трагедии. Для Александра Олешко эта роль стала новым поворотом в карьере: актер позитивного склада, мастер эстрадного жанра, вдруг сыграл роль апатичного меланхолика. Причем взвинченный градус, который берет Олешко, действительно впечатляет.
Павел изображен как человек, уже захваченный душевной болезнью. Олешко выходит в старинном парике и с обильным гримом – ему сделан накладной нос, который сильно изменяет и даже уродует лицо, и вкупе со взглядом, подернутым страданием, портрет складывается пугающим.
Император предстает чрезвычайно противоречивой фигурой. Не только борцом с «революционной заразой» и неуравновешенным самодуром, палкой избивающим офицеров на плацу и затевающим захватническую войну. Но и безвинной, падшей под грузом гниющей в своей системе власти жертвой вероломного заговора дворцовой свиты, которая сделала из него безвольную марионетку и шута. Блестящая метафора большой политики.