![]() |
Инсталляция «Часы» – из лучшего на выставке. Фото Любови Шеметовой предоставлено галереей Ruarts |
Никита Dusto влился в искусство уличной волны еще в 2006-м, начав заниматься граффити. Искал себя, менял псевдонимы, входил в разные объединения, от движения «Новые Уличные» до 10. 203, одним из создателей которого он стал в 2020-м, – и вошел в «Энциклопедию российского уличного искусства» (о книге см. «НГ» от 01.04.20). В станковом искусстве Dusto начал пробовать силы после открытия пространства 10. 203: мастерская и экспозиционное пространство сосуществовали, появилось место для работы. Так что нынешняя выставка – открытие нового формата, но не имени.
Железнодорожная станция, дом, «Сон» в виде койки в отсутствие спящего, качели на площадке в отсутствие детей (а все равно – «крыла-а-атые»), почтовый ящик невесть где, вороны, потрепанный ДК в духе советского ампира – картинки настолько типичны, что тоска берет уже от этого. В том и цель. «Изо дня в день мы стремимся стать лучше и иногда, в моменте, это удается, но куда чаще мы осознаем, что ничего не изменилось, мы снова на том же месте», – объясняет Dusto то, что видно и так. «Видно и так» нагнетается цельностью: малиновая и уныло-зеленая, знакомая по стенам казенных учреждений, краски здесь за главных. Неудивительно, что эпиграф, он же послесловие – здоровенный холст, «поросший» борщевиком: на иллюзионистической раме застряли не только слова известной песенки «плыло и уплыло, было и прошло», но и запнувшиеся часовые циферблаты.
В инсталляции Dusto окно электрички показывает то типичный здешний ландшафт, то типичные же товарные вокзальные вагоны. Поезд останавливается и снова отправляется. Пятнадцать лет назад «Дорога» Александра Бродского получила Премию Кандинского: плацкартный вагон, дрожание занавесок у окон, монотонный звон ложек и подстаканников. То ли спальные места, то ли нары. В той «Дороге» тоже звучали зацикленность и обреченность жизни, но в ней была двойственность, какое-то интонационно более сложное «с другой стороны», что ли. Времена, конечно, сильно изменились.
Обезличенный пейзаж теперешнего «Вида из окна» может напомнить о пейзажах Павла Отдельнова, но те были как бы герметичной оболочкой его исследований о местностях. Там тоже было «с одной стороны» и «с другой». Никита Dusto сделал проект о жизни по кругу, мороке, сне без сна, пространстве, откуда совсем откачали воздух. В двухуровневых интерьерах Ruarts в переулках Остоженки его «Птичка» – то ли пойманная (что скорее), то ли спасенная, но в любом случае сдавленная в кулаке пернатая на фоне панельной многоэтажки. Ну да, глухой мрак.
На этом фоне инсталляция «Часы» – из лучших. Сухая ветка ползет стрелкой мимо «стоп-кадров»: покурить, поесть, сосчитать мелочь, купить билет, выпить, покурить… «Счастливого пути» как первая персоналка со станковыми работами выглядит цельно за счет удушающей палитры, картинок-символов, включая ледокол, везущий целый город в никуда, – и за счет берущих все в скобки борщевика и уробороса в виде знака бесконечности. Понятно, что речь идет о фрустрации, движении без изменений.
Обратная сторона цельности в том, что здесь пока слишком много предсказуемых образов. Объясняется ли это определенной степенью прямолинейности как черты уличного искусства или скорее выставочным дебютом в персональном формате, видно будет потом.