0
347
Газета Культура Интернет-версия

27.02.2025 18:29:00

Польское с нижегородским

Скрипачка Ольга Волкова впервые выступила в нижегородском "Концертном пакгаузе" на Стрелке, исполнив Первый скрипичный концерт Шимановского

Тэги: нижний новгород, концерт, скрипачка ольга волкова, музыка шимановского, музыка вайнберга


нижний новгород, концерт, скрипачка ольга волкова, музыка шимановского, музыка вайнберга Скрипачка Ольга Волкова не только игрой, но и всей своей психофизикой являла олицетворение идеалов эпохи. Фото Анжелики Кулагиной

Как много лет назад советская интеллигенция приезжала в Горький из столиц слушать отечественную и зарубежную современную музыку, так и сегодня все чаще меломаны рвутся в Нижний Новгород услышать то, что не в каждой из двух российских столиц услышишь.

Эту традицию активно подхватил менеджмент Нижегородского оперного театра, имея для этих целей модный концертный зал в культовой точке – на Стрелке. Репертуар этого «Концертного пакгауза» становится альтернативой афише Нижегородской филармонии, переставшей успевать за временем так, как успевала когда-то. Количество новых программ, возникающих в афише Нижегородского оперного театра, поражает воображение слушателя изобретательностью идей и форм, возможностью знакомств с новыми исполнителями, возвращающимися из забвения композиторскими именами.

Одна из новых программ сезона оказалась полностью посвящена музыке польских композиторов двух поколений, обозначившей художественные поиски ХХ века – его многообещающего, полного радужных иллюзий начала и исполненного глубокого пессимизма финала. Концерт-исследование ставил перед исполнителями и слушателями задачи примерно одинакового уровня сложности, требуя обнаруживать сходства и различия, причинно-следственные связи, логические цепочки. Кароль Шимановский родился в деревне Тимошовка (ныне – Черкасская область), его учителем в музыкальной школе был Густав Нейгауз, отец легендарного советского пианиста Генриха Нейгауза. В балете-пантомиме «Мандрагора» сошлись отражения стилевых находок Рихарда Штрауса и Игоря Стравинского, чья музыкальная эстетика эскапистского балагана в «Петрушке» послужила жанровым маяком дельартовскому сюжету «Мандрагоры».

Самым же грустным объектом слухового интенсива на концерте стала Двадцать вторая симфония Вайнберга, в которой уже прикованный к инвалидному креслу композитор окидывал памятью свой невеселый жизненный путь, соединивший в его биографии две страны – Польшу и Советский Союз и две религии – иудаизм и православие ради того, чтобы выжить и передать свидетельства катастрофы. «Мандрагора» до знакомства с этой неизвестной музыкой настраивала на более мистический колдовской лад, проявляя в памяти кадры с шевелящимся корнем из «Лабиринта Фавна» и «Гарри Поттера». На деле же опус Шимановского оказался насквозь комическим, связанным с сюжетом, уводящим в комедию дель арте.

Процесс знакомства с фактически нигде не исполняемой сегодня в России музыкой дивной красоты от начала до конца стал захватывающим процессом угадывания культурных кодов европейской культуры первых десятилетий ХХ века. Неспешная раскачка в басах во вступительном разделе опуса увела воображение в кукольный мир «Петрушки» Стравинского, прогремевшего в 1911-м в Париже и сразу ставшего популярным. А в сюжете этой балетной интермедии, как и в «Петрушке», фигурировал любовный треугольник, правда, в виде четырехугольника из Арлекина, Коломбины, короля Синадаба и его ревнивой жены, отсылающего куда-то уже к Гринуэю. Пошловатое постанывание скрипок напомнило о Балерине, чуть позже возникла тень Арапа. А следующий эпизод и вовсе привел слушателей куда-то в район пестрых ароматов восточного базара, где вновь замелькали символы «Петрушки» то под маской размашистого ухаря-купца, притопываний кучеров и извозчиков, то в виде флейтовых переливов, но вместе с ним – и мерцания «Шехерезады» Римского-Корсакова.

Концерт шел в сопровождении оркестра La voce strumentale под управлением Федора Леднева, который своей фирменной отстраненностью придавал пьесе роскошный ироничный объем. Фигура рояля замыкала на себе и Стравинского, и Штрауса с его знаменитой арией Цербинетты из «Ариадны». Сладкая уличная серенада тенора неизбежно напоминала «Паяцев» Леонкавалло, а вместе с тем и «Пульчинеллу» Стравинского, написанную в те же годы.

В музыке Шимановского остро чувствовалось телесное начало, стремление найти в звуках аналог ярких, физически ощутимых движений жизни, что было доведено до апогея в опере «Король Рогер», сочинявшейся в тот же период. С этой оперой много больше связей выявилось в Первом скрипичном концерте. Концерт, плоть от плоти родившей его эпохи, строился на полюсах линии и фона, игры орнаментами модерна, контрастами между дионисийской толпой и ее лидером, начавшись со скрябинских «темброгармоний» томления. Ольга Волкова оказалась в нем идеальной солисткой, явив не только своей игрой, но и всей своей психофизикой олицетворение идеалов эпохи, бредившей красотой всего и сразу. Ее скрипка танцевала свой танец соблазна, доводя звучание до мыслимых пределов истонченности желания. Интуиция скрипачки улавливала интенции стиля Шимановского. В этом одночастном концерте партия солистки и появляется как бы из «пены дней», из шума, так и исчезает, скорее прерывается, словно видение.

Оглушительным контрастом разгулу чувственности Шимановского стала Двадцать вторая симфония Вайнберга. Посвященная «Оле – моей жене», она сочинялась композитором в cильно ухудшившемся состоянии здоровья. Здесь Мечислав, он же Моисей (имя, с которым он жил в Москве), остался наедине со своей памятью и крайними полюсами жизни – ее началом и ее финалом. Тишайшее мажорное трезвучие у кларнета с предсказуемым заходом на тоскливую малую сексту, открывающее первую часть «Фантазии», – словно маленький мальчик из прошлого перед натиском беспощадной судьбы.

При всем количестве грозных кульминаций в трех частях симфонии здесь, как мало где у Вайнберга, сквозила беспомощность, попытка перестать сопротивляться и сдаться смерти. Вполне традиционные по протяженности три части симфонии наполнялись качественно простроенной музыкой, но будто сопровождались скепсисом вопроса «ради чего все это?». Федор Леднев, имеющий обостренный слух к ХХ веку, раскрывал эти симфонические смыслы очень кропотливо, покадрово, давая слушателю возможность рассмотреть детали. Вайнберг здесь собирал свои воспоминания – начала и итоги, кульминацией которых стала в финале встреча хорала в духе православного песнопения вроде «Господи помилуй» с колокольным «приговором», которому вторили разъедающие хроматизмы, играемые тутти как вопль пленника.  

Нижний Новгород


Читайте также


 КОНЦЕРТ  Кантонская опера "За кулисами"

КОНЦЕРТ Кантонская опера "За кулисами"

0
2591
 КОНЦЕРТ  Фестиваль современной хореографии Futurum

КОНЦЕРТ Фестиваль современной хореографии Futurum

0
3664
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6369
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
4920

Другие новости