0
338
Газета Культура Печатная версия

23.02.2025 18:05:00

С бразильским акцентом

Независимый проект "Среда 21" представил премьеру единственного в Москве спектакля в формате форум-театра

Тэги: независимый проект среда 21, премьера, формат форум театра, рецензия


независимый проект среда 21, премьера, формат форум театра, рецензия Актеры разыгрывают конфликтную ситуацию, а зрителям предлагается найти из нее выход. Фото Маргариты Денисовой

Прийти в театр и смотреть действие, будучи его сторонним наблюдателем. Наверное, так можно описать роль среднестатистического театрального зрителя. Из этой роли уже вытекает привычный результат: знание, что в театре можно пережить очень сильные эмоции, «не вставая со стула». В театре традиционное распределение ролей: актеры играют, а зрители смотрят. А что если сделать так, чтобы играть стали зрители?

Это придумал бразильский театральный революционер Аугусто Боаль в 1960–1970-е годы. И речь идет не о любительских театрах. В Бразилии, подверженной в ту эпоху немалым проблемам бесправия и безденежья, Боаль, будучи химиком по образованию, смешал заново все социальные роли в пространстве сценического искусства. Он изобрел форум-театр, который, в свою очередь, вышел за пределы театра как такового. Это метод, это жанр, это целый социальный трактат и арт-терапия. Аугусто Боаль мечтал через нее изменить мир к лучшему, исправить несправедливость, разбудить гражданскую активность. В форум-театре зрители становятся не пассивными свидетелями, а активными участниками действия и могут повлиять на ход событий. И в идеале переносят активную позицию дальше в жизнь.

Найти в российском театре отголоски и уж тем более практическое воплощение идей бразильца непросто. Его книга «Театр угнетенных», к сожалению, до сих пор не переведена на русский язык и малоизвестна в России. Но новое поколение российских театральных практиков то тут, то там им интересовалось, безусловно, по причине стремления найти в театре сегодняшнего дня новое звучание, новые смыслы и формы. Потихоньку в последние сезоны в рамках фестивалей возникали спектакли с короткой жизнью в формате форум-театра. Наконец, полноценная репертуарная постановка появилась в Москве. И это отличная возможность открыть театр как вид искусства с новой стороны.

Спектакль «Форум. Среда» в «Среде 21» (авторы – Евгений Маленчев и Полина Шатохина) состоит из двух частей. В первой Александр Фокин (не актер, а историк и шоумен, этот особенный бэкграунд оказался очень важен для создания живой атмосферы) обаятельно проводит интерактивную лекцию в формате сторителлинга об Аугусто Боале. А вся его жизнь сама по себе выглядит как бразильский сериал. Так, поняв, что обычного бразильца мало волнуют проблемы условного Гамлета, Боаль решил, что если народ не идет в театр, то театр пойдет в народ. И, собрав звезд местной бразильской сцены, отправился колесить по деревушкам, разыгрывая представления буквально на живульку. Но чистосердечное восприятие зрителем опусов на злобу дня его обескуражило, и именно тогда Боаль понял, что театр не должен ни к чему призывать, а должен научить думать, реагировать и действенно помогать.

Боаль фонтанировал идеями: сначала придумал социальный мюзикл, потом газетный театр, за который он оказался сначала в неволе, а потом в эмиграции, следующим – невидимый театр. В то время он был запрещен в своей стране и придумал форму театра, где актеры шли в народ – в эпицентры общественной жизни, обращали внимание людей на проблемную ситуацию и запускали в режиме реального времени механизм ее разрешения.

Во второй части «Форум. Среды», собственно форум-театре, артисты (Маргарита Толстоганова, Мария Тухарь и Никита Юськов) разыгрывают сцены, конструируемые модели жизненных ситуаций, представляющие узнаваемый по реалистичным обстоятельствам конфликт. А публику просят помочь найти выход – встать на место героев (то есть поменяться с актером местами) и попытаться «спасти» ситуацию, удержать ее на весах нормы. Боаль исходил из понимания конфликта как столкновения угнетателя и угнетенного, его ситуативной жертвы. И предлагал публике наглядный социальный тренажер.

После первичной, чисто театральной репрезентации зрители могут задавать уточняющие вопросы, а актеры отвечают на них в логике своих героев, по сути, становясь их адвокатами. После того как персонажи и их мотивации станут понятнее, зрители обсуждают варианты развития ситуации, которые могут вывести на благополучный финал, развязать гордиев узел спора. То есть помочь жертве отстоять свои права. Продуктивные предложения сразу берутся на вооружение. Зрителю предлагается сыграть предложенный вариант поведения от лица героя. Причем после таких импровизированных сценок (по Боалю – ни пол, ни возраст человека для театральной роли не важны) зритель должен задаться вопросом: а не поступил ли он сам с позиции угнетателя или человека, применяющегося «опасные» поведенческие сценарии? Например, включив агрессию, подавление, шантаж в сторону собеседника. А еще зрителю предлагается проанализировать, каково ему было, к примеру, в роли жертвы, какие это вызвало чувства. В этой части проводником, медиумом между зрителем и актером все так же остается ведущий, который скрашивает сложный полилог, в том числе юмором, как это привлекательно получилось на «Форум. Среде» у Александра Фокина.

По букве метода драматургия берется напрямую из жизни, то есть разыгрываются полудокументальные сцены. Но возможно обратиться и к литературным произведениям (так, у авторов «Форум. Среды» был опыт работы по мотивам Горького и Толстого). Что, конечно, задает более высокий уровень материала, но и рождает побочные вопросы, касающиеся исторической специфики той или иной эпохи. А истории сегодняшнего дня приближены к зрителю, форум-театр максимально и на каждом этапе апеллирует к опыту обычного человека.

Публика на форум-театре становится единым организмом, объединенным порывом, идеей, настроением. В человеческом поведении и наблюдении за ним вдруг открываются бездны смешного, уязвимого и драматического. Атмосферу подпитывает азарт, который рождает этот метод: удовольствие от игры возникает живо и сразу и расходиться после форум-театра совсем не хочется. Но форум никогда не заканчивается, считал бразильский режиссер. Эта совместная энергия вкупе с видимым рукотворным результатом очень вдохновляет. Боаль называл свой метод репетицией лучшего будущего. 


Читайте также


Ричард Гир исповедуется Уме Турман

Ричард Гир исповедуется Уме Турман

Наталия Григорьева

Актеры сыграли мужа и жену в фильме про умирающего режиссера-документалиста

0
4709
Оперные звезды сошлись в "Пиковой даме"

Оперные звезды сошлись в "Пиковой даме"

Георгий Ковалевский

Ольга Бородина и Иван Гынгазов выступили на Шаляпинском фестивале в Казани

0
5503
Новую версию "На дне" Максима Горького поставили в Александринском театре

Новую версию "На дне" Максима Горького поставили в Александринском театре

Елизавета Авдошина

Как звучит сегодня человек

0
4348
Михаил Тройник решает жениться

Михаил Тройник решает жениться

Елизавета Авдошина

В Театре Моссовета возродили традицию музыкальной драмы

0
6486

Другие новости