0
5563
Газета Культура Печатная версия

11.02.2025 18:25:00

От волшебной сказки до китча. На Винзаводе показывают выставочный блокбастер "Жили-были"

Тэги: винзавод, выставочный блокбастер жили были, школа русской сказки, китч, современное искусство


винзавод, выставочный блокбастер жили были, школа русской сказки, китч, современное искусство За эффект погружения и посещаемость можно не волноваться. Фото с сайта www.ruskazka.ru

«Жили-были: школа русской сказки» – попытка сделать выставочный блокбастер, который угодил бы не только детям, но и взрослым, совмещая «кликабельную» и «фотографибельную» зрелищность с культурологической линией – на субъективный взгляд самой интересной – и историю с современностью в самом широком смысле. Задумано все это крупной event-компанией, реализовано галереей «Триумф», выстроено кураторами Софьей Багдасаровой и Полиной Котовой и доступно в огромном подземелье Большого винохранилища на Винзаводе.

Баба-яга подвизалась училкой химии, Змей Горыныч – физик, наставляющий в законах ее преодоления, Василиса Премудрая (Царевна-лягушка) толкует-колдует биологию, а Кот Баюн, он же Кот Ученый – литературу. И кому как не Илье Муромцу быть физруком. Софья Багдасарова отвечала за историческую линию и массовую культуру, Полина Котова – за современное искусство.

В бывшем винохранилище, чье пространство само по себе дурманит сводами и комнатушками, дверь против двери с классами волшебной школы распластались более или менее волшебные ландшафты – от леса, подземелья и морской пучины до чудесного сада. Это гигантская выставка, из которой на дневной свет вылезаешь, притомившись. В 15 разделах она совмещает все со всем, от костюмов и фрагментов из советских киносказок до реквизита сериала «Последний богатырь. Наследие», от крепкой и цепкой билибинско-васнецовской традиции до ее современных подражателей и иногда – развивателей, от таблицы с «биологическими различиями Сирина, Алконоста и Гамаюна», размещенной неподалеку от экрана, где царствует горделивая птица Феникс с лицом Лидии Вертинской из «Садко» (которая, строго говоря, не Феникс, а Сирин), – до выяснения того, что такое ступа и могла ли в ней далеко улететь Баба-яга.

В нынешней выставочной практике что сказки, что китч – давно не редкость. Времена, когда музейный подход к китчу могла себе позволить Третьяковка, как это случилось в 2012-м, миновали, но китч и сказки никуда не делись. Сейчас, например, за китч в современном искусстве взялся фонд Ruarts с выставкой «Чересчур». Когда в 2020-м та же Государственная Третьяковская галерея явила «Русскую сказку. От Васнецова до сих пор» как пробу пера в формате зрелищного семейного просмотра, с щедрым включением сценографических вау-эффектов и произведений искусства – проект, как в чем-то и показанная до того в Еврейском музее «Игра с шедеврами: От Анри Матисса до Марины Абрамович» (впрочем, не имевшая отношения к сказкам, а на радость детям иногда шокировавшая часть публики сценографическими же кульбитами вроде лестницы и горки), так вот проект, точнее, оба проекта вызвали противоречивые отклики. Кому-то игр показалось через край.

«Жили-были» заявлено как событие развлекательное, и зрелищная составляющая вполне самодостаточная его часть. Все эти огромные грибы, тропинки, троны, лешие и кикиморы, Жар-птица с пресловутым пером, но также и деревянные синие Сирины современной художницы Веры Ширдиной или Post- Анны Комаровой, идеальные «обнимательные» деревья, каждое буквально со своим дыханием и ритмом (эта тактильная инсталляция участвовала в большой выставке кинетизма в Третьяковке четыре года назад), – иногда опасно уравнивают в правах декорацию и современное искусство. Зато за эффект погружения и посещаемость можно не волноваться.

То, что отличает нынешний проект от упомянутых выше и дает повод говорить о нем именно как о выставке – культурологическая линия для взрослых. Отталкиваясь от must read Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки», потом всматривание в сказку оказывается поиском контекста и культурных рифм. Так, шапка-невидимка из «Руслана и Людмилы» адресует не только к шлему Гадеса из майковской поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх», но даже к кольцу невидимости из ренессансного «Неистового Роланда» Ариосто. Разговор о том, откуда у нас вообще сказки и былины, отталкиваясь от афанасьевских «Народных русских сказок», напоминает о современных фольклорных экспедициях. Так те, для кого билибинские «исконно-посконные» иллюстрации навязли китчем на зубах, увидят другого Билибина, одного из художников энциклопедии «Общая мифология», выпущенной в Париже в 1935-м знаменитым издательством Larusse. Так, в конце концов, и Кот Ученый, и Кот Баюн как персонажи, по историческим меркам молодые, в предках числят лубочного Кота Казанского XVII века. Ну а рядом окажется «Кот Баюн эпохи киберпанка», страшный и смешной агрегат-«сказитель», саркастичный отклик Михаила Редина на то, что сказки-то теперь детям не особенно рассказывают. Они в планшетах, у Алисы из умной колонки и т.д.

Сказка может быть связана с одной культурой, высокой ли или народной, а может переродиться в масскульт и даже китч. Это другая красная нить нарратива. Тогда богатыри переквалифицируются не только в мультипликационных дурашливых и угодливых «Двоих из ларца», но и в 1966-м пересаживаются на советские мотоциклы в кинорекламе. Когда же все становится страшно и всерьез, богатырская эстетика множится тоскующими по витязям картинами, а современные накачанные мужики делают деньги на шоу, «которым возрождают русские богатырские традиции». В «Жили-были» много разного сказано, и про сегодня тоже. А уж рождены ли мы, чтоб сказку сделать былью или китчем, или тем и другим, каждый решает сам. 


Читайте также


Мультимедиа Арт Музей показывает современное искусство из коллекции Антона Козлова

Мультимедиа Арт Музей показывает современное искусство из коллекции Антона Козлова

Дарья Курдюкова

Будь мягче, будь кубиком

0
4564
Галерея pop/off/art отмечает 20-летие

Галерея pop/off/art отмечает 20-летие

Дарья Курдюкова

Отличать порыв от дуновения

0
6240
3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

Руководство упразднило один из самых энергичных отделов

0
11747
Мифический Алешенька и другие обитатели дома Демидова

Мифический Алешенька и другие обитатели дома Демидова

Дарья Курдюкова

В бывшей усадьбе на Басманной представляют "Будущее воспоминаний"

0
6137

Другие новости