0
6365
Газета Культура Печатная версия

09.02.2025 17:46:00

Гармония углов, ленд-арт и детские книжки взрослых людей

Привычно-непривычные классики современного искусства в Мультимедиа Арт Музее

Тэги: мультимедиар артмузей, выставка


мультимедиар артмузей, выставка Зрители словно переносятся в детство, видя знакомые иллюстрации. Фото агентства «Москва»

Ретроспектива Игоря Шелковского, включающая реконструкцию его мастерской, органично вписавшийся в музейный интерьер ленд-арт Николая Полисского и артели «Никола-Ленивецкие промыслы» и книжные иллюстрации Эрика Булатова и Олега Васильева – выставки из зимней серии Мультимедиа Арт Музея, которые еще можно застать. И оно того стоит.

Журнал «А–Я», издававшийся Шелковским в Париже в 1979–1986 годах, открывал Европе неофициальное советское искусство, но ни разу не обмолвился о Шелковском-художнике. Скромность лишь подчеркивает его значение как классика современного искусства.

Узнаваемые контурностью и упрямой геометрией скульптуры – непременные участники и сегодняшних сборных проектов, будь то (из недавних) парк «Малевич» или «Квадрат и пространство» в «ГЭС-2». Угловатость ржавленных человеческих силуэтов вступает в диалог с русским авангардом, крайняя лапидарность – с экзистенциализмом Джакометти. Шелковский называет работы рисунками в воздухе: принципиальна не телесность материала, а прозрачность абриса. Скульптурой он занялся на рубеже 1960–1970-х, познакомившись с Александром Косолаповым, Леонидом Соковым и Борисом Орловым, но ни единого намека на соц-арт работы Шелковского никогда не выдавали.

Ретроспектива «Небесный город. Мастерская художника», устроенная с Alina Pinsky Gallery, начинающаяся в музейном атриуме и снова подхватывающая зрителя на верхних этажах, включившая 600 скульптур, живопись, livres d’artiste и даже керамику, показывает путь размышлений об абстрактном и чувственном как о двух сторонах чего-то общего. В случае Шелковского созерцательность этого диалога ничуть не противоречит динамичности, а обилие углов и контрастов звучит гармонично.

«Облака над городом», «Косой дождь», «Небесный город» сделаны из дерева. Огромное в малом и эфемерное в материальном – это да, но эти слова не ухватывают ни-на-кого-не-похожести Шелковского. У города – того, над которым облака, – «ершистый» силуэт плотной застройки с разноцветными цилиндрами и брусками, небольшие физические размеры объекта-«горельефа» и большая вариативность миниатюрных панорам. Того, как это выглядит с одного боку, с другого, с высоты облаков (в данном случае шутливо – оттуда, где находитесь вы). «Небесный город» – не какие-то там дали, а здесь и сейчас, у нас над головой: два вписанных друг в друга квадрата, каждую их сторону составляет условный силуэт условной линии горизонта с архитектурой. Есть еще «глухая» синяя краска. А все вместе отбрасывает эфемерное кружево теней. Скрупулезная сделанность объектов, выверенность ракурсов, невероятное чувство объема и того, как он воспринимается не только в 3D, но и на плоскости, лаконичная деликатность целого включают в произведения вариативность развития. В разных условиях экспонирования они выглядят по-разному. Собственно, ярче всего это развитие видно в реконструкции мастерской, недаром она композиционно размещена в сердце выставки. Это как бы лаборатория, в белых стенах которой плотно-плотно живут темы и вариации. Контур, фактура, цвет, геометрия составляют единицу, точку отсчета, клеточку жизни. Единственное, чего не хватает в музейной реконструкции, так это впечатляющего света, льющегося в мастерскую сразу из нескольких окон.

Николаю Полисскому нравится приручать вихри технического прогресса природными материалами и ручным трудом. «Большой адронный коллайдер», «Вселенский разум», даже трубы на фасаде Центра Помпиду, обретшие в «Никола-Ленивце» не близнеца, но брата, – из этого списка. Теперешний «Электроарт» стал ответом быту опутанных проводами мегаполисов. Инсталляция, занявшая огромный зал, издает характерный «электрический» гул, хотя, как обычно, сработана из дерева и лозы. Внушительные махины выкрашены энергичными красками так, что кажется, они переливаются всеми цветами от тока той самой энергии. Того гляди все это затарахтит, закрутится, не знаю, что еще сделает, и разовьет мощности, как у известной балерины с динамо-машиной. Не меньше.

«Чудесное путешествие» по детским книжным иллюстрациям Эрика Булатова и Олега Васильева должно было бы стать аналогом новогоднего семейного мероприятия. Но, узнавая потрепанные детством нескольких поколений книжки и открывая те, которых дома не было, взрослые получают едва ли не больше удовольствия. 180 рисунков, сами книжки, оцифровки – при таком зримом масштабе понимаешь, что значат слова про осенне-зимнюю половину года, в которую Булатов и Васильев оформляли книжки, чтобы весной и летом работать для себя. В издательство «Малыш» (до 1963-го – «Детский мир») их привел Илья Кабаков; тандем Булатова и Васильева мыслил и работал настолько в унисон, что разделить руки невозможно. Но главное, сами картинки что к хрестоматийным и переиздаваемым «Спящей красавице», «Золушке», «Коту в сапогах» и «Путешествию Нильса с дикими гусями», что к Агнии Барто, что к Холину (рисунки к его «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» продолжают традиции книжной иллюстрации Владимира Лебедева) и Сапгиру, так принципиально не похожи на то, с чем Булатов и Васильев пришли в современное искусство, что воспринимаются действительно другой стороной вселенной, как бы хорошо ни были известны.


Читайте также


Лицо говорит больше, чем хочет человек

Лицо говорит больше, чем хочет человек

Дарья Курдюкова

"Непарадный портрет" Наталии Турновой представляют в Мультимедиа Арт Музее

0
3167
 ВЫСТАВКА  "Валерий Юрлов. Опыты умозрения"

ВЫСТАВКА "Валерий Юрлов. Опыты умозрения"

0
2364
 ВЫСТАВКА "Темная оттепель"

ВЫСТАВКА "Темная оттепель"

0
2367
Мультимедиа Арт Музей показывает современное искусство из коллекции Антона Козлова

Мультимедиа Арт Музей показывает современное искусство из коллекции Антона Козлова

Дарья Курдюкова

Будь мягче, будь кубиком

0
4520

Другие новости