В начале концерта сюрпризом прозвучал фрагмент из музыки к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фото предоставлено пресс-службой оркестра
В концертном зале «Зарядье» выступил Челябинский симфонический оркестр. Это традиционный зимний визит в столицу, он посвящен дню рождения Челябинской области. В зале – губернатор, на сцене – Денис Мацуев, крестный отец коллектива, Ольга Перетятько, Дмитрий Корчак, юные музыканты.
По жанру вышел праздничный гала-концерт (хотя таким и планировался), который, впрочем, позволяет поговорить об оркестре, его прошлом, настоящем – и даже будущем. Необычность этого коллектива в том, что он очень молод: оркестр совместными стараниями Дениса Мацуева и руководителей области появился пять лет назад. И уже прошел не только испытание огнем и водой, но и пережил первое потрясение: в прошлом году скоропостижно ушел из жизни Адик Абдурахманов, дирижер, вырастивший этот коллектив. Совсем недавно пост главного дирижера занял Алексей Рубин – молодой музыкант, который обратил на себя внимание после участия в Международном конкурсе пианистов, дирижеров и композиторов имени Рахманинова (в этом году он пройдет в Москве во второй раз). За плечами у него работа в оркестре Московской филармонии, в «Новой России», сотрудничество в качестве приглашенного дирижера с разными российскими коллективами. Сейчас появился свой, и, конечно, к ним приковано внимание критики, коллег – сможет ли молодой маэстро вывести оркестр на новый уровень? Тем более что есть пример, скажем, Госоркестра Татарстана, который действительно стал представлять республику за пределами России.
В начале концерта на сцену «Зарядья» вышли музыкальный обозреватель Ольга Русанова и заместитель генерального директор ГРК «Радио Россия» Владислав Коваленко, чтобы наградить Алексея Рубина дипломом «Артиста Радио России». Этим статусом обладают молодые талантливые музыканты, и, кажется, дирижер среди них появился впервые.
Дебютное выступление Рубина и Челябинского оркестра в столице вполне можно назвать удачным. Чувствуется, что между ними есть доверие – впрочем, эта кандидатура не была спущена сверху, музыканты тоже участвовали в выборе, и приглашение возглавить коллектив было сделано ими. Концерт открыл фрагмент из «Монтекки и Капулетти» Прокофьева – это был незапланированный номер, для дирижера и оркестра символический. Прокофьев, который был в Челябинске всего раз, но оставил яркие воспоминания, избран в качестве бренда региона: концертный зал носит его имя, ему поставлен памятник. Это – по счастливому совпадению – и любимый композитор Рубина, так что репертуарный акцент в творчестве оркестра становится понятен. Две увертюры (из «Сороки-воровки» Россини и «Силы судьбы» Верди), исполненные в первом отделении, показали чувство стиля и формы, прозвучали, как полагается в традиционных оперных увертюрах, с огоньком. В аккомпанементах – при максимальной деликатности по отношению к певцам, которым не приходилось перекрикивать оркестр, – порой не хватало быстрой реакции, когда солист спонтанно отклоняется от заданного темпа. Солисты были в этот вечер на высоте: Ольга Перетятько блеснула в Casta Diva, а после отдельно поблагодарила флейтиста за его проникновенное соло, Дмитрий Корчак сорвал аплодисменты поле виртуозных пассажей и высоких нот в «Неаполитанской тарантелле» Россини. Изысканно прозвучал (даже «прожурчал») Концерт для двух фортепиано Пуленка, где солировали два совсем молодых пианиста – Елисей Мысин и Лев Бакиров. И, конечно, кульминацией стало выступление Дениса Мацуева со своей бандой (контрабасист Андрей Иванов и ударник Александр Зингер) и оркестром, который как раз в этом ансамбле был абсолютно свободен: прозвучали пьеса Spain Чика Корриа, мощная фантазия на темы из «Пер Гюнта» Грига и юношеское сочинение Мацуева «Баллада».
***
Перед самым началом концерта Денис Мацуев рассказал корреспонденту «НГ» о том, какую роль он сыграл в возникновении оркестра и о совместных планах.
– Как складывались ваши отношения с Челябинским оркестром?
– Я его создал, это мой ребенок. До совершеннолетия ему еще далеко. Но мы работаем! Я раз 50 был в Челябинске, и мне всегда казалось – это нонсенс, что в таком крупном городе нет симфонического оркестра, был только камерный. В этом смысле моим единомышленником стал губернатор Алексей Леонидович Текслер. Мы сошлись еще на почве футбола, мы оба спартаковцы, а это как национальность, практически родственная история. Указ о создании симфонического оркестра стал одним из первых указов Текслера. Он точно вписал Челябинск в историю.
К большому сожалению, в прошлом году ушел из жизни Адик Абдурахманов, оркестр был и его детищем.
– Сейчас оркестр начинает работать с новым дирижером, Алексеем Рубиным. С маэстро вы, конечно, знакомы…
– Рубин – замечательный музыкант, один из перспективных – и по меркам этой профессии, молодых дирижеров. Я с ним много играл, он очень музыкальный, гибкий. По-моему, у них есть замечательный контакт. Так что сейчас у оркестра новая волна идет. Сегодня наш традиционный концерт в Москве, но начинается уже международная история, мы поедем в Дубайскую оперу, а в будущем планируются несколько международных турне. То есть это ребенок уже взрослеющий. К тому же скоро планируются изменения.
– Вы поддерживаете оркестры в регионах. Насколько это важная для вас история?
– Я так люблю это! Когда в Тюмени мы создали оркестр, когда я помогал Александру Сладковскому возрождать оркестр в Казани... Рустам Минниханов понял, что это будет визитная карточка Татарстана, поддержал и не ошибся. Госоркестр Татарстана ездил по всему миру, они сделали записи на Sony, их концерты транслировали на Медичи, на Меццо. Подсознательно нам кажется, что региональное – это что-то такое второразрядное, есть у нас такое. А я хочу это все немножко сдвинуть. У нас в регионах есть великие оркестры – Новосибирск, Екатеринбург, Казань. Но вот такие выскочки в хорошем смысле слова, как Челябинск, становятся очень мощными игроками. Лично для меня нет никакой разницы играть с самым лучшим московским, петербургским оркестром – или с челябинским. Сейчас настолько все уравнялось – и в Москве, и в Петербурге, и в регионах есть коллективы, к счастью, которые могут конкурировать друг с другом, которые чувствуют дыхание сзади, понимают, что расслабляться нельзя. Но чтобы развиваться, важны и условия. У Челябинского симфонического впереди – обновление материальной базы, повышение зарплат, которые станут выше, чем в московских оркестрах. Будет мощный конкурс среди музыкантов. Это тоже тонкая история, не аттестация, но… Раз уж задумали что-то сделать топ-класса, значит, надо проверить свои силы. И наша мечта – построить новый, красивый, современный зал».