0
1425
Газета Культура Печатная версия

28.01.2025 20:05:00

Работы Франциско Инфанте выстроены в инсталляцию-лабиринт

Выставка работ художника открылась в Новой Третьяковке

Тэги: новая третьяковка, выставка, ретроспектиква, франциско инфанте


новая третьяковка, выставка, ретроспектиква, франциско инфанте Геометрия у Франциско Инфанте способна к бесконечному преображению. Фото агентства «Москва»

Открывшаяся в самом большом выставочном пространстве Новой Третьяковки ретроспектива Франциско Инфанте лишний раз показывает, что решение галерейного руководства закрыть отдел новейших течений не только неуместно, но само себе противоречит. Как и 2024-й, нынешний выставочный год открылся в ГТГ современным искусством. Больше 300 произведений, от придуманных в 1960-е до совсем новых, объединены кураторами Ириной Горловой, Марией Седовой и Марией Геллер в огромную инсталляцию-лабиринт из «артефактов», в будто «припрятанные» на задворках и «выпрыгивающие» оттуда, как какой-нибудь фокус из шкатулки, ранние работы и в отличный архивный раздел. Все вместе, как и обещает выставочное заглавие «Метафоры бесконечности», снова и снова представляет классика современного искусства как человека, прежде всего умеющего удивляться.

«Умение удивляться» как-то легко и просто передается зрителю. Выставки Инфанте, пусть более камерные, проходят регулярно, а от них не устаешь. В ГЭС-2 Инфанте с сыном Платоном сейчас представляют «Небесные артефакты», в Крокин-галерее Инфанте с женой и давним соавтором Нонной Горюновой показывают «Интервалы». Музей Зверева три года назад созвал к себе разные поколения этой артистической семьи для проекта «Фамильные ценности» (см. «НГ» от 01.06.22). А четыре года назад для Инфанте как одного из пионеров кинетизма был выкроен фактически свой раздел в большой «Лаборатории Будущего. Кинетическом искусстве в России» – выставке, с расширением переехавшей в западное крыло Новой Третьяковки из петербургского «Манежа (см. «НГ» от 27.01.21).

1962 год, когда Хрущев на Манежной выставке свернет оттепельные надежды общественности, для 19-летнего Инфанте тоже был знаковым, но в иной плоскости. Поступив в Строгановку, в том же году он познакомился и с Горюновой, и со Львом Нусбергом, войдя в неформальное объединение, которое через два года будет названо группой «Движение» и войдет в историю самым известным в этих широтах сообществом кинетического искусства. А еще как раз в 1962-м Инфанте начал работать над одной из магистральных своих тем – обозначением «природы бесконечности». Стартовала серия «Визуальные метафоры бесконечности», в ней, в частности, появилась ставшая хрестоматийной работа «Рождение вертикали».

Вечно рождающаяся вертикаль, сработанная с помощью дерева, оргалита и масла, – не картина, но уже объект. Это преодолевающая себя плоскость и напоминающая шкалу вертикаль, которая сформирована разновеликими горизонтальными делениями. Заложенные в 1962-м способность образа к бесконечному преображению, опора на геометрию стали одними из главных тем и методов Инфанте. Спираль, как другой рано появившийся и долгоиграющий мотив, у него выясняет отношения с бесконечностью, движением (преображением) и метафорой. На рисунке 1964-го из серии «Динамические спирали» записаны рассуждения художника о том, что «мы в этом мире можем рождать искусство и, что одно и то же, – метафору… точка как метафора бесконечности летит по волне спирали».

Спирали, которые в 1960-х художник писал темперой и гуашью, завязаны на идеях опять-таки бесконечности, а также двойственности, начала жизни, что отражено в названиях. Одновременно то самое движение из точки опирается на цвет, в случае Инфанте и он не чужд константных перевоплощений и часто светоносен. «Холодный жар», например, – вьющиеся по темному бумажному фону гуашево-темперные красные, будто раскаленные спирали. В том числе и через эту вещь 1963 года ведется диалог с историческим авангардом. Имея в виду отнюдь не только Малевича (ему посвящены артефакты – внедренные в природу «прибавочные элементы», которые задокументированы на фотографиях и живут на грани объекта и перформанса, – как, например, в серии «Супрематических игр», где геометрические фигуры не в пространстве плывут, а разложены на снегу), но главным образом с электроорганизмом 1920-х у Климента Редько и Александра Тышлера.

Раз поиск динамического начала оказался продуктивным в геометрии на плоскости и в цвете, совсем не удивительно, что он вышел и в объем кинетических объектов, чуть искривленных зеркал, играющих с отражаемым пространством природы, – и даже в проект 1968 года с кинетическим освещением кремлевских башен. Тогда свет, цвет и фуга Баха должны были слиться в часовом представлении, но начальство «Моспроекта № 4», где художник разрабатывал подсветку московских зданий, прозрачно намекнуло, что авторство надо бы указать коллективное, и Инфанте покинул организацию. «Пространство, движение, бесконечность» 1960-х (первая версия хранится в парижском Центре Помпиду, а на выставке экспонируют авторский повтор 2005-го) – квадратные рамки из нержавейки, обтянутые капроновой нитью, подсвеченные крохотными лампочками и беспрестанно вращающиеся. Это одна из программных работ и Инфанте, и группы «Движения», внимательной что к физике мотора, что к лирике геометрии. Но, глядя на нее, прежде всего испытываешь детский восторг – вон как эта штуковина может.

У Инфанте есть удивительное свойство не только структурного, пространственного и прочего мышления. Он знает, как эти идеи воплощать разными средствами. Вот имеются капроновые нити кинетического объекта, а вот – «сетка» волнообразных линий в свежей серии «Интервалы». Она «накинута» на пейзажи, поля–леса–облака–отражения в воде и как шутка над «помехами» в эфире, и как попытка поверить алгеброй гармонию, и как стремление природу если не уловить, то хоть зафиксировать – впрочем, пропорциональное пониманию невозможности это сделать. Но здесь же оказывается и восхищение этой невозможностью, которое тоже становится в ряд метафор бесконечности. В этом смысле позиция Инфанте – практически ренессансная, с изучением мира, с желанием его понять и с удивлением его бесконечности. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
2566
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
2485
Комитет Аполлона из сна помещика

Комитет Аполлона из сна помещика

Дарья Курдюкова

"Утопия и Ухрония" Елены Самородовой и Сергея Сонина в Московском музее современного искусства

0
4585
 ВЫСТАВКА  "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"

ВЫСТАВКА "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"

0
1641

Другие новости