Спектакль «Соборяне» – один из немногих столичных номинантов. Фото с сайта www.teatrgogolya.ru
Национальная театральная премия «Золотая маска» огласила список номинантов сезона 2023/24 года. Списки шорт- и лонг-листов были утверждены на секретариате Союза театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ). В 2024 году фестиваль в Москве проведен не был, а выбирало лауреатов жюри из тех номинаций, что были предложены к награждению еще под руководством Марии Ревякиной. Таким образом, сейчас проходит первый цикл премии во главе с председателем СТД Владимиром Машковым и вице-президентом премии и фестиваля Кириллом Кроком, когда и экспертные советы, и жюри ежегодной награды в области российского театра полностью определены и сформированы новой дирекцией, чьи идеологические взгляды полностью противоположны той, которая была расформирована.
СТД опубликовал данные о том, что всего на соискание премии в конкурсном цикле (за период с лета 2023 года по лето 2024 года) в шести самостоятельных конкурсах, среди которых «драматический театр», «опера», «оперетта/мюзикл», «балет», «театр кукол», «эксперимент», поступило 734 заявки из 472 театров, где 74 – Москва (16%), 38 – Санкт-Петербург (8%), 360 – города России (76%). В пояснительной записке подчеркивается, что в заявочной кампании участвовали все 79 региональных отделений СТД. Новым условием «Золотой маски» стала именно их активная роль – без визы своего регионального отделения СТД театр больше не может получить одобрение своей заявки на соискание премии. «Премия подтвердила Национальный статус (общероссийский охват) и сохранила показатель количества заявок выдвижения спектаклей», – говорится на сайте новой «Маски».
Однако то, что курс премии радикально поменялся, подтверждает представленный список номинантов. Церемония вручения премии по итогам фестиваля (но будет ли он проводится хоть в этом году, официально не подтверждено) запланирована на июнь 2025 года. И, по словам Машкова, пройдет в Казани. В новом, только что открытом после строительства здании Театра им. Камала. Удивляет не только место раздачи призов: обычно съезд всех лауреатов проходил в Москве, а когда-то премия и вовсе зарождалась именно как столичная.
Первое, что бросается в глаза из списка, это обилие претендентов из национальных республик. Представлен не только Татарстан, где театры действительно вырвались вперед за последние годы, но и Калмыкия, Башкортостан, Удмуртия, Бурятия, Якутия, Коми, Чебоксары. При этом, к слову, Татарстан представлен крайне узко, возможно, выездом церемонии именно туда хотят уравновесить его единичную номинацию: номинирован даже не спектакль, а только роль артиста Ильи Славутского в «Гамлете» Большого драматического театра им. Качалова Казани. Впрочем, и это неплохо, ведь с этого года, согласно новому положению о «Золотой маске», все частные номинации будут упразднены.
Широкая выборка по республиканским театрам, многие из которых ранее не заявляли о себе столь громко, единовременно и сплоченно, очевидно показывает тенденцию, которую сложно назвать новой. Старый добрый принцип СССР, когда каждая республика должна была представить «достижения народного хозяйства» на московской выставке, становится прямой аналогией. Следующая, почти шокирующая сквозная «драматургия» списка номинантов – то, что из конкурса по драматическому театру резко пропали Москва и Петербург. Явлено полное отсутствие в скромных упоминаниях культурных столиц России несомненных ньюсмейкеров. «Лучший спектакль в большой форме» из Москвы был произведен Русским концертным агентством. Постановка называется «Соборяне», поставила ее небезызвестная актриса Полина Агуреева. Этот спектакль время от времени играют на сцене Театра им. Гоголя. Создан он был в рамках Международного фестиваля искусств Юрия Башмета, в сопровождении его оркестра почвенническая инсценировка по роману Лескова и идет. Больше ни один театр Москвы, странное дело, не смог составить конкуренции, хотя сезон 2023/24 года сложно назвать безынтересным в плане премьер. Единственные исключения: «Лучший спектакль малой формы» («Божественная комедия. Вариации» Мастерской Петра Фоменко) и «Лучший спектакль в театре кукол» («Каштанка» Московского театра кукол).
Москвы немного добавляет конкурс «Эксперимент», в котором номинирована компания «Красный квадрат», представляющая мультимедийное театрально-цирковое шоу. Его показывают в ДК Горбунова. Сообщается, что это «соединение танца, акробатики, визуального и музыкального искусства, драматургии и уникальных технологий» в постановке режиссера Нины Чусовой. Стоит отметить, что раньше «Золотая маска» всегда держала марку, строго отделяя коммерческое искусство (шоу) от сущностных экспериментов по большей части в независимом театре. Жанр произведения иногда даже еще названия не имел устоявшегося, настолько свежо было его новаторство. А в чем же заключается новация шоу с трюками? Его конкуренты – постановка для семейного просмотра в Тюменском театре драмы («Биография из леса») и «цифровая космическая опера на основе музыки и либретто, частично сгенерированных нейросетью, а также костюмами и декорациями, полностью созданными ИИ» от театра «Волга Опера» Чувашии. Напомним, «Эксперимент-2024» станет последним самостоятельным конкурсом в истории «Золотой маски» в связи с вступлением в силу с 2025 года нового положения о премии.
Санкт-Петербург представлен лишь музыкальным театром и театром кукол. Остальные яркие спектакли можно увидеть только в лонг-листе (теперь называются «дипломанты»), в котором отмечаются самые заметные постановки сезона. Но и там упомянуты не все возможные претенденты. Одна из причин – игнорирование «Золотой маски» после ее реструктуризации некоторыми театрами. Институции просто перестали подавать заявки на соискание, а потому увидеть их в списке номинантов физически невозможно (а может быть, это игнорирование обоюдно). Так что полку режиссера Константина Богомолова, который давно еще снял себя с конкурсных бегов, дабы быть вне чьей-либо оценки, будь то правой или левой, – прибыло.