0
247
Газета Культура Печатная версия

23.01.2025 18:22:00

Саундрама по-ленкомовски

Владимир Панков возглавит труппу Марка Захарова, не оставляя Центр драматургии и режиссуры

Тэги: театр ленком, худрук владимир панков, директор дмитрий берестов, марк варшавер


театр ленком, худрук владимир панков, директор дмитрий берестов, марк варшавер Фото агентства городских новостей "Москва"

В театре «Ленком» впервые за долгое время произошли разительные перемены. Художественным руководителем назначен Владимир Панков, а многолетний директор театра Марк Варшавер уступает свое место, и на него придет молодой управленец из Театра на Юго-Западе Дмитрий Берестов. Но на пенсию Марк Варшавер не собирается: специально для него введут должность президента театра, и он тоже будет иметь право на формирование политики труппы.

Перемены в «Ленкоме» зрели давно, после смерти его многолетнего лидера Марка Захарова труппа задыхалась без творческого начала. Пять лет Марк Варшавер оставался единоличным руководителем, упразднив должность худрука. Хотя Варшавер и вынужден был позже взять в дирекцию второго человека (им стал на пару сезонов Алексей Франдетти), ему был отведен статус лишь главного режиссера.

Варшавера нельзя назвать несостоятельным директором. Напротив, он работал рука об руку с Захаровым в самый расцвет «Ленкома», обеспечивая его высокий уровень работы. И после – в театре продолжали появляться премьеры, порой дорогостоящие. Входя в здание на Дмитровке, зритель никогда не видел ни пылинки – паркеты тут лучшие в городе. На директорской должности Варшавер был незаменим, но после ухода из жизни Захарова начались скандалы. Последние из них разразились накануне нынешних кадровых перестановок: Александра Захарова и Дмитрий Певцов, ключевые артисты труппы, объявили об уходе из «Ленкома».

Труппа хирела без мощного режиссерского включения, продолжая максимально прокатывать старый репертуар. Приглашались довольно средние постановщики для формального пополнения репертуара (Антон Яковлев тут был особо в чести). Когда пришел Франдетти, повеяло воздухом надежды, но ужиться с маститым продюсером талантливый режиссер тоже не смог и быстро ушел. Так что со второй попытки принята более здоровая рокировка – дать новому лидеру максимум свободы; на таких условиях, думается, Владимир Панков только и согласился войти в этот непростой театр.

Создатель Студии SounDrama, чья идея в синтезе музыки и драматического театра, Панков – один из самых интересных и уважаемых сегодня столичных режиссеров. За его плечами и серьезный педагогический стаж, он имеет свою методологическую кафедру в ГИТИСе. Однако, несмотря на постановки в самых разных театрах России (от московского «Современника» и «Et Cetera» до Свердловской драмы), Панков всегда имел репутацию режиссера экспериментального и студийного. В этом смысле его назначение на должность худрука Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) почти 10 лет назад было оправданно.

«Ленком» же станет для Панкова настоящим вызовом, это театр другого плана, не камерный и с труппой, где количество народных и заслуженных артистов еще недавно обгоняло всех по цеху. Театр не только не экспериментальный, но «витринный», здесь долгие годы превалировало искусство большой формы.

С другой стороны, начинался «Ленком» как Театр рабочей молодежи (ТРАМ), да и когда Захаров приходил сюда в 1970-х, ставил вещи подчас полузапрещенные, с трудом пробивая их через советскую цензуру, – вел авангардную линию. Но главный мотив соответствия увидели, конечно, в том, что Панков исповедует синтез музыкально-драматический, а визитной карточкой «Ленкома» является «Юнона и Авось», одна из первых рок-опер в СССР. «Мне важно, чтобы в театре возродилась традиция авторского музыкального театра», – объяснил Панков агентству ТАСС свою миссию в день назначения.

Директор Театра на Юго-Западе Дмитрий Берестов, который также придет в «Ленком», в разговоре с корреспондентом «НГ» отказался комментировать, знаком ли он с творчеством Панкова и на какую дату назначено представление нового руководства труппе. Он только подчеркнул, что в планах «приоритетным является сохранение традиций легендарного театра «Ленком». «Театр – это творческий механизм, а моя задача – обеспечение планов художественного руководителя и развитие театра», – сказал в беседе с «НГ» Берестов. И с большим воодушевлением добавил, что под его руководством в Театре на Юго-Западе произошел ремонт, а всего играют 60 действующих названий в афише.

Панков продолжит руководить и ЦДР. В этом есть опасность слияния театров де-факто. Константин Богомолов, к примеру, анонсировавший автономию Театра-сцены «Мельников» и Театра на Бронной, спустя полгода уже не скрывает, что две труппы перемешались, а административная дирекция едина.

Справедливости ради стоит вспомнить, что пережитый ЦДР ребрендинг, который можно оценить по-разному, в свое время прирастил его площадями как раз через присоединение различных театров, среди которых были абсолютно номинальные, вроде театра «Киноспектакль», достаточно продуктивные, типа проекта «Открытая сцена», и по-настоящему творчески самостоятельные, как «А.Р.Т.О.». Сегодня у ЦДР три площадки (сцены «Беговая», «Поварская», экс-сцена Анатолия Васильева, «Сокол», экс-сцена Камерного театра Бориса Покровского). И Панков почти полностью реализовал свою концепцию, возродив детище Алексея Казанцева и Михаила Рощина.

Тенденция вводить в театре позицию «президента» набирает обороты. Как и давать проверенным режиссерам по два театра, что, к сожалению, говорит лишь о том, что «скамейка запасных» слишком короткая. Такой компромисс становится и вопросом ресурсов человека с колоссальной ответственностью, и вопросом работы с труппами и брендами театров, которые должны оставаться уникальными организмами, а не многоступенчатыми холдингами. 


Другие новости