Фото Алексея Молчановского из Telegram-канала Русского концертного агентства
В Московской филармонии стартовал ежегодный Зимний международный фестиваль искусств в Москве. Шестой по счету, он объединил на шести столичных площадках концерты академической, джазовой и этнической музыки, музыкально-драматические спектакли, камерные концертные программы и многое другое.
Среди участников фестиваля – любимые публикой артисты, друзья и творческие партнеры маэстро Юрия Башмета: Константин Хабенский, Вадим Репин, Евгений Миронов, Ольга Бородина, Сергей Гармаш, Игорь Костолевский, Андрей Мерзликин, Михаил Пореченков, Игорь Золотовицкий, Полина Агуреева, Игорь Верник, Ильдар Абдразаков, Павел Милюков, Игорь Бутман и его Московский джазовый оркестр и т.д.
Специально по приглашению Юрия Башмета и Русского концертного агентства на фестиваль приедут участники из Италии и Китая. Впервые в истории форума также пройдет концерт на инструментах Антонио Страдивари из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России.
Открытие фестиваля имело ностальгический характер: Юрий Башмет посвятил вечер своему другу, легендарному дирижеру Юрию Темирканову, ушедшему из жизни три года назад. На сцену Концертного зала имени Чайковского вышли сразу два симфонических коллектива – «Новая Россия» и Заслуженный коллектив Республики (ЗКР), Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. «Питомцы» Темирканова и Башмета, они объединились под руководством последнего на одной сцене, чтобы не просто почтить память Юрия Хатуевича, а показать, что никакого соперничества между музыкальным Петербургом и Москвой не существует: есть только творческое сотрудничество, взаимоуважение и хранение великих традиций.
Коллективы Башмета не раз выступали в Санкт-Петербургской филармонии и неоднократно принимали участие в фестивале «Площадь искусств», основанном Темиркановым. А еще Юрий Хатуевич одним из первых отметил дирижерский талант Юрия Абрамовича, сказав: «Вот появился новый член нашего дирижерского клуба! Многие инструменталисты себя сами к дирижерам причислили, но не факт, что таковыми являются. А вот ты – все, ты член нашего клуба!»
На концерте в Московской филармонии Юрий Башмет искусно возвел мост между двумя столицами – «Новая Россия» и ЗКР исполнили сочинения Прокофьева и Чайковского. Первое отделение было целиком посвящено «Ромео и Джульетте» – сюите из балета первого композитора и увертюре-фантазии второго. Маэстро Башмет добился слаженности, ансамблевого взаимодействия сводных оркестров, которые органично слились в единое целое – так, будто часто играют в подобном составе.
Сочинения прозвучали с подлинно шекспировской трагедией, драматическим накалом, лирическим откровением. Оркестры такт за тактом рассказывали повесть, которой нет печальнее на свете: союз великолепных музыкантов, представителей двух школ, интерпретировал оба симфонических шедевра с подлинным благородством.
Апофеозом вечера стала Шестая симфония Чайковского, представленная как романтическое взволнованное высказывание. «Новая Россия» и ЗКР словно на одном дыхании провели сквозную идею цикла – борьбу лирического героя с судьбой, выстроив единую драматургическую линию от первой экзальтированной части через грациозный вальс и фантастическое скерцо, чтобы прийти к грандиозной кульминации в финале.
На пресс-конференции в ТАСС перед стартом Зимнего фестиваля Юрий Башмет признался, что волнуется, смогут ли московский и петербургский оркестры найти общий язык: после завершения Шестой симфонии в этом не осталось никаких сомнений.