0
219
Газета Культура Печатная версия

16.01.2025 19:05:00

Началось празднование 100-летия со дня рождения Ирины Архиповой

Памяти великой певицы посвятили концерт молодые оперные артисты

Тэги: оперная певица ирина ахипова, столетие, концерт


оперная певица ирина ахипова, столетие, концерт Ирина Архипова всегда поддерживала молодое поколение. Фото Елены Смирновой

2 января исполнилось 100 лет со дня рождения великой русской певицы Ирины Константиновны Архиповой. Не приходится сомневаться, что в течение 2025 года к имени певицы будут обращаться не раз самые разные институции. Наверняка родной для нее Большой театр даст афишный спектакль, организует и гала-концерт, а может быть, и не один: первой ласточкой – свидетельством того, что в родных стенах народная артистка СССР не забыта, стала выставка в хоровом зале исторического здания театра, уже развернутая перед Новым годом. Однако, учитывая масштаб личности юбиляра, артистки, не менее значимой в истории русского искусства, чем Федор Шаляпин, государственное звучание юбилея просто необходимо.

В связи с этим любая акция воспринимается с особым трепетом. В самый день юбилея открылся фестиваль к 100-летию певицы в тамбовской Ивановке, состоялись концерты в Малом зале не менее родной для Архиповой, чем Большой театр, Московской консерватории, и в Мариинском театре. В зале «Зарядье» свершилось следующее чествование – Фонд Елены Образцовой, Международный союз музыкальных деятелей и Молодежная оперная программа Большого театра почтили гениальную оперную звезду России, устроив променад молодых вокальных дарований. Идея очень архиповская – ведь Ирина Константиновна тратила много сил на поиски и поддержку талантов, зажгла немало мировых вокальных звезд на патронируемых ею конкурсах Глинки и Чайковского. Нынешнее приношение реализовали главным образом силами лауреатов и дипломантов образцовского конкурса и артистов нынешнего состава «молодежки» – в ряде случаев это были одни и те же певцы.

Как справедливо заметил во вступительном слове руководитель «молодежки» Дмитрий Вдовин, в такой расстановке – юбилей Архиповой организует Фонд Образцовой – заключена немалая интрига. Не секрет, что между ними отношения были не всегда радужными, порой соперничество принимало крайние формы. Тем ценнее, что прошлые распри давно позабыты, а Фонд Образцовой находит возможным отдать дань Архиповой – что особенно благородно в условиях, когда аналогичная архиповская институция, к сожалению, уже много лет не проявляет никаких признаков жизни.

За одну эту инициативу можно простить все несовершенства вечера, коих было немало – далеко не весь концерт оказался достойным имени великой певицы. Например, сама идея молодежного променада – с одной стороны, она великолепна, как уже было сказано выше, она очень архиповская по сути. С другой – искусство Ирины Константиновны всегда было самой высокой пробы, близко к совершенству, и на концерте-приношении хотелось бы слышать вокал сопоставимого уровня, а не только подающую надежды, но пока еще «зеленую» молодежь. Или провинциальный инструментальный коллектив, приглашенный на празднование из Ярославля, – да, Архипова много делала для регионов, несла культуру щедро во все уголки Советского Союза, сотрудничала не только со столичными знаменитостями. Однако уровень игры Губернаторского оркестра под управлением Василия Валитова откровенно удручал, особенно невнятной она оказалась в первом, русском отделении вечера. Или сомнительную видеоанимацию на большом экране: подобранные картинки вроде бы и подходили к иллюстрируемым номерам, но вместе с тем здорово перетягивали одеяло на себя, отвлекая и от исполнителей, и от собственно музыки.

Драматургию концерта выстроили традиционно: до антракта все русское, после – все западное. Кроме традиции это еще и верный ход, поскольку Архипова была одинаково сильна и в отечественном, и в зарубежном репертуаре. Однако ее значение именно как русской певицы подчеркнуть не удалось, поскольку отделение отечественной музыки получилось в целом маловыразительным, в том числе и из-за некоторой скованности, чувствовавшейся почти в каждом выступлении певцов. Не очень-то архиповским отделение вышло и по существу – многие фрагменты никак не соотносились с репертуаром примадонны. Впрочем, этот упрек можно отнести и ко второму отделению. Что несколько удивительно – ведь репертуар Архиповой был поистине безграничным, выбрать определенно было из чего, однако, видимо, пошли по пути наименьшего сопротивления: что у молодежи было готово, то и вынесли на суд публики. Строго архиповскими были всего три номера программы – сцена гадания Марфы, Хабанера из «Кармен» и сцена Шарлотты с письмами из «Вертера».

И в целом программа в основном оказалась популярной, если не банальной – единственным более-менее эксклюзивным ее номером стал прозвучавший ближе к концу второго отделения дуэт из оперы Масканьи «Друг Фриц». Дуэтов, к слову, было до обидного мало, всего пара – помимо упомянутого еще известный диалог Надира и Зурги из «Искателей жемчуга» Бизе. Западную музыку не только оркестр играл лучше, чем русскую, но и певцы были свободнее и выразительнее в европейских ариях, нежели в отечественных – эти фрагменты прозвучали ярче, интереснее, красочнее и увереннее.

Из безусловно положительных впечатлений юбилейного гала можно назвать удивительной густоты и плотности контральтовый тембр Медеи Чикашвили (ария Ратмира), наполненность сочного тона и достойную грациозность вокализации Рамили Баймухаметовой (романс Матильды из «Вильгельма Телля»), игривую трепетность и пластичность фразировки Анны Юркус (ария Керубино). Сорвавшие наибольшие овации зала два крепких тенора – Игорь Онищенко и Илья Легатов – при всем позитиве оставляют немало вопросов: первый – сомнительностью своего тенорового амплуа, что проявляется в нещадном форсаже и позиционной неустойчивости в верхнем регистре, второй – слишком явным любованием богатством материала своего голоса, что вредит стилистической достоверности, поскольку его лишенные изящества французские юноши (Ромео из оперы Гуно и Надир из оперы Бизе) скорее выглядели матерыми итальянцами веристского закваса. Героиней вечера оказалась меццо Полина Шароварова, единственный лауреат последнего Конкурса имени Глинки (ему Архипова отдала сорок лет жизни), трижды выходившая на сцену: если ее брючные герои (Лель Чайковского и Ромео Беллини) оказались всего лишь обаятельными и мастеровитыми, то спетая по замене Кармен (вместо обещанной Екатерины Лукаш) очаровала разнообразием тембральных красок и зрелостью в прочтении знакового образа мировой музыкальной литературы. n


Читайте также


 КОНЦЕРТ   Старый Новый год с Денисом Мацуевым

КОНЦЕРТ Старый Новый год с Денисом Мацуевым

0
2070
Теодор Курентзис летит из Перми в Москву

Теодор Курентзис летит из Перми в Москву

Марина Гайкович

MusicAeterna сыграет традиционный предновогодний концерт в столице

0
13804
Комплекс Московской филармонии в Олимпийской деревне отмечает десятилетие

Комплекс Московской филармонии в Олимпийской деревне отмечает десятилетие

Марина Гайкович

В концерте выступят Денис Мацуев и его друзья

0
13453
КОНЦЕРТ  Ильдар Абдразаков, бас, Мзия

КОНЦЕРТ Ильдар Абдразаков, бас, Мзия

0
8391

Другие новости