Фото с сайта МХТ им. Чехова
В декабре Евгения Добровольская только-только отметила свой юбилей, хотя солидный возраст увидеть в ней было решительно невозможно. Она словно так и осталась героиней с юношеским максимализмом на всю свою актерскую жизнь, словно та девочка-подросток из дебютного фильма «Клетка для канареек» Павла Чухрая.
Ее профессиональная жизнь сложилась действительно счастливо. Ведущая актриса Московского Художественного Театра, за 33 года она сыграла на его сцене множество главных и крупных ролей. Она работала в театре с лучшими режиссерами, определившими рубеж эпох – Олегом Ефремовым, Романом Козаком, Кириллом Серебренниковым и др. Востребованная кинематографом и телевидением, где в каждое время (от 1980-х до 2010-х годов) для нее находилась роль в кино или «народном» сериале, потому что не было границ ее актерской органики и широте амплуа – от лиризма до характерности, Добровольская все-таки посвятила жизнь театру. Она, как никто, умела сыграть искренне, подлинно, по-настоящему (душа нараспашку, а глаза никогда не врут), будь то свойская простушка или аристократка, комическая сваха или метафизическая Птица из гоголевских «Мертвых душ»; типичные современные горожанки, кого она часто играла в последние годы, были, наверное, самыми точными на экране.
Ее героини были бесстрашны и страстны, честны и не по годам мудры, как чеховская Нина Заречная из «Чайки», с которой началась и закончилась (уже в иной роли) ее сценическая биография. Ее роли всегда были сыграны, независимо от масштаба эпизода, сцены, линии, как глубокий портрет женской судьбы, доли, чаще всего трагикомической. Точнее Добровольской была настолько подвластна и комедия, и трагедия жизни, что на экране и сцене актриса умела создать самый проникновенный женский образ.
Ровно год назад Добровольская сыграла свою, оказавшуюся последней и даже провидческой, театральную премьеру. Спектакль «Космос» на камерной сцене и был поставлен как бенефис актрисы. В этой современной мелодраме Добровольская играла одинокую вдову, провинциальную учительницу с ворохом бесконечных жизненных проблем, из которых ее выдергивал фантасмагорический случай встречи с бывшим однокашником, первой любовью. Нужно было видеть, как актриса залихватски принимала все режиссерские выдумки, забираясь с ногами на стол или надевая дурацкий парик, абсолютно не боясь показаться нелепой, не возводя корону на голове - а ее талант и блестящий профессионализм был вовсе не для малой сцены. Напротив, она купалась в эксцентрике драмеди, играла на все сто, с невероятной отдачей. А когда публика, вдоволь отсмеявшись над узнаваемой жизненной неурядицей, в которую почти с клоунским азартом вживалась Добровольская, сталкивались с душещипательным финалом, актриса выходила на такую трагическую ноту, что незамысловатый, развлекательный сюжет вдруг поднимался до высот драмы стойкой и сильной личности. Той подлинной театральной драмы, когда у зрителя перехватывает горло и льются слезы.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать