В «Зарядье» прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Фото Антона Галкина со страницы Теодора Курентзиса и musicAeterna в «ВКонтакте»
Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna 28 декабря дадут традиционный предновогодний концерт в Москве. В столицу они прилетят из Перми, где в эти дни проходит зимний модус Дягилевского фестиваля. На днях была объявлена и ключевая часть летней программы.
Известно, что фестиваль пройдет с 13 по 22 июня и включит две оперные постановки: «Пиковую даму» Чайковского представят режиссер Андрей Могучий и сам Курентзис (спектакль пройдет в одном из корпусов бывшего завода им. Шпагина), «Самсона и Далилу» Сен-Санса – в коллаборации с Пермским театром оперы и балета – режиссер Анна Гусева и дирижер Владимир Ткаченко.
В этом сезоне Курентзис и MusicAeterna приезжали в Москву дважды, и оба раза исполняли одну и ту же программу дважды, разумеется, при полных залах. Октябрьские гастроли прошли в Концертном зале имени Чайковского, где музыканты не выступали уже несколько лет, и вот снова вступили с творческий контакт с Московской филармонией. В ноябре играли в «Зарядье», в декабрьской афише – Большой зал консерватории. Из других ключевых для оркестра событий этого сезона – масштабные гастроли в Китай: музыканты выступили на крупнейших сценах Пекина, Шанхая, Ухани и Шеньчженя. Это вторая, и снова триумфальная, поездка коллектива в Поднебесную.
Курентзис в этом сезоне сосредоточился на симфониях под цифрой пять: в Москве он исполнил Пятые симфонии Малера и Шостаковича (а Китае – в том числе Пятую Бетховена). Интерпретация этих симфонических полотен обнаружила некоторые сходства. Курентзис, впрочем, как всегда, крайне обостряет внутреннюю драматургию партитур, что особенно заметно по первым частям. Все лирические фрагменты в партитуре Малера он доводит до гротесковой жеманности, превращая легкость австрийской музыки (в темах угадывается жанровая музыка) в китчевый Голливуд. На обратной стороне – хаос, ужас, тьма, внезапно обрушивающиеся на слушателя, доводящие до жуткого состояния. Обычно сосредоточенная главная партия симфонии Шостаковича у Курентзиса становится подчеркнуто нежной, отчего традиционная конструкция восприятия этой знаменитой музыки ломается. В скерцо угадываются черты «Петрушки», а кульминацией цикла – причем в обоих случаях – становятся медленные части. Adagietto в малеровском цикле подчеркнуто сдержанно, без романтического любовного привкуса – как мечта, некий недостижимый идеал. Пассакалия у Шостаковича, где оркестр блеснул своим ошеломительным пианиссимо, прозвучала мистически, как голос из потустороннего мира.
Программа декабрьского концерта неожиданна: она объединяет музыку Равеля, Респигги и Антона Рубинштейна. Первый будет представлен, конечно, «Вальсом» (можно догадываться, как потрясающе прозвучит кода, в лаве которой расплавятся обломки венского вальса) и импрессионистской сюитой из «Дафниса и Хлои». Второй – красочными «Пиниями Рима», третий – своим знаменитым Четвертым фортепианным концертом. Курентзис делает ставку на музыкантов MusicAeterna. Скрипичный концерт Брамса в «Зарядье» играла концертмейстер оркестра Ольга Волкова, с концертом Рубинштейна в Большом зале консерватории выступит солист оркестра Андрей Бараненко.