Аудиторию здесь воспитывают практически с пеленок. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Филармония-2 отмечает круглую дату: здание открыли в канун нового 2015 года. Сегодня это уникальное явление: большой комплекс, расположенный не в центре города, стал одним из центров концертной жизни столицы.
Идея устроить сателлит филармонии в спальном районе, далеко от метро, в свое время была принята сколь восторженно, столь и с опасением – идея казалась авантюрной. Впрочем, уже первая экскурсия привела в восторг, особенно тех, кто бывал в здании Концертного зала в Олимпийской деревне накануне закрытия: в убогих интерьерах показывали музыкальные спектакли, а в фойе шла торговля. Архитекторам, которые спланировали реконструкцию интерьеров, рукоплескали: зритель попадал в очень стильное пространство и современные интерьеры, концертный зал не уступал своим конкурентам и в смысле оформления, и акустики. Когда знаменитый пианист Денис Мацуев говорит, что он, попав сюда, не поверил своим глазам, не преувеличивает.
Концепция Филармонии-2 была иной, чем в Зале им. Чайковского. Здание давало возможность устроить несколько залов: так, кроме Большого (он получил имя Сергея Рахманинова) и Малого концертных залов появились еще виртуальный и игровой. Виртуальный предназначен для кинопоказов: 10 лет назад трансляции, скажем, из мировых оперных театров входили в моду, остаются востребованными и сейчас, но здесь идет и просто кино о музыке, архивное кино. Игровой приглашал самую маленькую аудиторию: была сделана верная ставка на воспитание слушателя с пеленок, да и родители заглядывались на афиши взрослых концертов. Именно детская тема «выстрелила»: детей сюда везут со всей Москвы, предпочитая Филармонию-2 театрам, не в последнюю очередь именно потому, что дети попадают в обстановку академического концертного зала, с красивыми пространствами, удобным гардеробом, большой парковкой и прочими радостями. Через 10 лет иные детские концерты (например, абонемент «Что такое музыка?») в большом зале уже дублируются, проводятся дважды в день при полном зале.
Логистика была продумана с самого начала: от метро до зала курсируют бесплатные автобусы – они же развозят публику после концертов. Предназначенное прежде всего для жителей юго-запада пространство довольно быстро стало востребовано всеми жителями столицы. Что говорить об артистах: новые залы – новые программы.
Концертный комплект в Олимпийской деревне открылся в счастливые времена – сегодня это видится именно так. Это были годы зрительского бума, которому, безусловно, способствовал репертуар: директор Московской филармонии Алексей Алексеевич Шалашов сумел сделать так, что афиша отражала все мировые тренды, не уступая Берлину, Нью-Йорку или Парижу. В итоге одну и ту же программу музыканты могли играть дважды: сегодня на Маяковской, завтра – в Олимпийской деревне. В Филармонии-2 выступали все лучшие российские музыканты, зарубежные гости, пели Дмитрий Хворостовский и Асмик Григорян (это была полусценическая версия оперы «Демон» в постановке Дмитрия Бертмана). А Михаил Плетнев все свои московские концерты проводил только в Зале им. Рахманинова. Популярная до пандемии лекторская программа проходила и в Олимпийской деревне.
Пространство комплекса позволило разместить в нем базу Российского национального молодежного оркестра (РНМСО), одного из флагманских проектов филармонии. Здесь проходят репетиции, мастер-классы, занятия и т.д. Как раз РНМСО под управлением дирижера Ивана Никифорчина станет одним из участников праздничной программы, посвященной круглой дате. В концерте «Новый год в джазовых тонах» выступят Денис Мацуев и его друзья: джазмены Андрей Иванов (контрабас) и Александр Зингер (барабаны), виолончелист Борислав Струлёв и домристка Екатерина Мочалова.