Весь 2024 год обвиняемые провели в следственном изоляторе. Фото Reuters
Суд назначил фигуранткам «Второго театрального дела» наказание в виде шести лет колонии общего режима, а также последующего трехлетнего запрета на администрирование интернет-сайтов. Полтора года театральный режиссер Женя Беркович и драматург Светлана Петрийчук (* - обе включены в РФ в реестр экстремистов и террористов) находятся в СИЗО по уголовному делу об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Дело к исходу 2024 года дошло до стадии рассмотрения апелляции на вынесенный приговор.
Ставший поводом для уголовного дела спектакль «Финист – Ясный сокол» о завербованных радикальными исламистами российских женщинах был основан в том числе на реальном деле Варвары Карауловой, отправившейся в Сирию за мужем-террористом. Следственный комитет РФ усмотрел в нем не профилактику, а «пропаганду терроризма». По версии следствия, Петрийчук подготовила сценарий, в котором содержатся признаки оправдания и пропаганды террористической деятельности, затем режиссер и драматург совместно осуществили постановку пьесы, которую публично демонстрировали. Главный свидетель обвинения был следствием засекречен. А базой для обвинения стали две экспертизы, признанные затем защитой ненаучными и неудовлетворительными по качеству, – деструкторологическая и психологическая. Из них следовал вывод, что режиссер и драматург исповедуют «крайне агрессивные идеологии ислама» и «формируют положительное мнение об ИГИЛ» (запрещенная в РФ террористическая организация). Судя по позиции прокуратуры, если спектакль рассказывает о терроризме – значит, создатели разделяют эту идеологию, а также занимаются ее пропагандой.
Позиция защиты отталкивалась от того факта, что информация об идеологии терроризма в произведении искусства не может являться свидетельством ее одобрения, оправдания и пропаганды. А автора в художественном произведении некорректно отождествлять с его героями. Беркович, Петрийчук и их адвокаты во время следствия говорили, что спектакль нес миссию предостережения, являлся инструкцией, как не надо делать – в финале постановки даже звучал монолог судьи.
Защита настаивает на том, что судом никак не доказан ни «преступный умысел» обвиняемых, не определены мотивы, цели и последствия их «преступления». А из приговора даже толком не ясно – а в чем вина осужденных? Получается, что люди, которые послужили обществу, оказываются за решеткой. Напомним, «Финист» был поставлен на государственный грант и получил высшую национальную награду – две премии «Золотая маска», его показывали на государственной площадке. Кроме того, к моменту возбуждения дела спектакль уже перестали играть. Да и в совокупности его реальных зрителей было гораздо меньше, чем в итоге оказалось онлайн-просмотров у видеозаписи спектакля, опубликованной уже после ареста Беркович и Петрийчук (около полумиллиона).