0
486
Газета Культура Печатная версия

17.12.2024 18:58:00

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Нет повода для грусти

Тэги: пермь, оперный театр, премьера, балет сильвия, лео делиб, алексей мирошниченко, рецензия


пермь, оперный театр, премьера, балет сильвия, лео делиб, алексей мирошниченко, рецензия Сюжетным ориентиром для «Сильвии» служит «Баядерка». Фото Андрея Чунтомова предоставлено пресс-службой театра

Возглавляющий пермскую труппу хореограф Алексей Мирошниченко отлично знает и любит балеты прошлого, но в то же время предпочитает создавать репертуарный эксклюзив. Объединить в одном проекте и то и другое он попытался в очередной раз, представив авторскую версию балета «Сильвия» Лео Делиба, чья партитура стала еще одним веским аргументом в пользу нового названия в афише.

А название это хорошо знакомо, пожалуй, лишь балетным профессионалам. Созданная композитором на сюжет пасторали Торквато Тассо «Аминта», «Сильвия» впервые появилась на сцене Парижской оперы в 1876 году в постановке Луи Меранта. В XX веке не раз меняла свой хореографический облик усилиями Сержа Лифаря, Фредерика Аштона, Джона Ноймайера, Марка Морриса. Примечателен факт из российской биографии «Сильвии»: она стала первым и последним проектом на императорской сцене Сергея Дягилева, причем проектом неосуществленным. Замыслив привести в балетный театр художников-мирискусников, он столкнулся с глухой чиновничьей стеной, был изгнан с государственной службы и вынужден начать деятельность свободного антрепренера. Что случилось дальше, знают все, а «Сильвия» с тех пор на отечественной сцене появлялась редко и репутации нетленной классики себе так и не приобрела. Зато все и всегда были превосходного мнения о музыке Делиба, а самым первым свое восхищение выразил Чайковский.

В пермском спектакле партитура «Сильвии» обрела достойное звучание, дирижер Иван Худяков-Веденяпин, это его постановочный дебют, прекрасно чувствует стиль, ритмическое разнообразие, изумительные оркестровые краски партитуры. Перекомпоновка и добавление некоторых фрагментов из другого балета Делиба – «Ручей» – понадобились для совершенно нового сюжета, который придумал хореограф, используя мотивы романа «Олимпия» Джованьоли (известного по «Спартаку») и мифологию. Главная героиня у него из нимфы превратилась в реальную девушку с бурной биографией: ее, дочь царя Альба-Лонги, попавшую в центр дворцового переворота, лишают отца, разлучают с женихом, предводителем войска, и насильно делают весталкой. Когда же влюбленные все-таки решаются на побег, их хватают и приговаривают к мучительной смерти заживо погребенных, ведь Сильвия дважды виновна: она убивает главного злодея-узурпатора и нарушает обет безбрачия. В финальном апофеозе верная пара попадает в элизиум, в храме искусства их подвиг любви славят музы и Аполлон.

Перед премьерой публике сообщали, что действие нового балета происходит в VII веке до н.э., спустя пять веков после Троянской войны. Но начинается спектакль, и мы видим на сцене хорошо знакомую разношерстную публику античных пасторалей и анакреонтических балетов, где рядом с людьми мирно соседствуют нимфы, дриады, фавны, сатиры, плюс оживающие боги. Так что пять веков туда-обратно, без разницы, перед нами – милая балетная старина. При этом визуальное оформление изысканно и стилистически точно, доминирует помпейский пурпур («rosso pompeiana»), главный цвет древне-римской эпохи, идеально сочетающийся с белым и обильно декорированный золотом. Двухъярусная конструкция (Альона Пикалова) с лестницами и переходами и полупрозрачный суперзанавес позволяют менять разнообразные локации сюжета: от дворцовых залов и площадей до священных храмовых рощ, подземелья и мифологического элизиума. В крое, цветовой гамме, деталях роскошных костюмов и аксессуаров (Татьяна Ногинова) безупречно выдержан живописный стиль академического классицизма.

Собственно в классику играет и Мирошниченко, многое выстраивая по лекалам и заветам Петипа, но избегая заимствований и цитирования. Скажем, «Баядерка» здесь служит не только главным сюжетным ориентиром (любовь воина и весталки), но и образцом для структуры балета в целом, чередующего танцевальные сюиты, действенные сцены (па д’аксьон), вариации и дуэты. Великолепно выстроен дворцовый дивертисмент первого акта, начинающийся с антре прибывающих гостей, затем следуют разнообразные танцы знати, рабов, воинов, с кульминацией в виде дуэта и вариаций Луция и Сильвии. Как и полагается, все завершается общей кодой. Видно, что хореограф с удовольствием сочиняет как виртуозные танцы для солистов, так и затейливые массовые композиции, при этом танцовщики в латах вдохновляют Мирошниченко чуть более, чем «девушки с лирами» или «танцовщицы со змеями». Лексически стиль – чистой воды неоклассика, с минимумом пантомимы и разговоров руками. В спектакле разбросано немало увлекательных деталей и подробностей. С юмором придуманы вариация пьянеющего Аскания с кубком и танец четырех фавнов. В сцене помолвки отец Сильвии предлагает ее жениху узнать свою невесту среди танцующих патрицианок, закрытых вуалями, и Луцию это удается. Во втором акте возникает ситуационная арка: Сильвия-весталка снова под покрывалом и долго остается неузнанной. После убийства Сильвией родного дяди-узурпатора статуя богини Весты оживает и грозит карой. Видно, что источником вдохновения для хореографа служил не только балет как таковой, в памяти возникают мотивы опер «Норма», «Весталка», заточение влюбленных в подземной темнице – практически финал «Аиды».

Но странный эффект. Жесткая фабула балета с парой трупов по ходу дела и гибельной развязкой в подземелье совсем не тревожит. Ключевые драматические коллизии и сюжетные повороты подаются скороговоркой, ведь главное – танцевать! Воины отправляются на войну, политические страсти уносят жизни, меняют судьбы людей, а мы… наслаждаемся размеренным течением большого «Балет Балетовича» с его визуальными и пластическими красотами. С удовольствием отмечая отдельные исполнительские удачи и танцевальную слаженность труппы. И все это – в полном согласии с музыкой Делиба. В ней ведь тоже нет ничего, что может вызвать биение сердца и «волнение в крови»: она по-французски элегантна, изящна и удивительно гармонична. Драмой, а уж тем более трагедией здесь и не пахнет. И сегодня это – скорее плюс. Балет как сеанс психотерапии с оттенком эскапизма. Когда в финале на заднике возникает прозрачный силуэт храма Аполлона, треугольным классическим фронтоном напоминающий фасад Пермского оперного, кажется, что главный месседж постановщиков перестает быть тайной: ступайте на балет, и будет вам счастье. 


Читайте также


"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
491
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
544
Жапаров уволил Жапарова

Жапаров уволил Жапарова

Виктория Панфилова

Отставка премьера Киргизии связана с обновлением стиля госуправления

0
1936
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
2328

Другие новости