Ильдар Абдразаков (слева) и студенты его молодежной команды на концерте в Оренбурге. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Певец Ильдар Абдразаков, один из лучших басов мира, назначен художественным руководителем Севастопольского государственного театра оперы и балета. Незадолго до этого он выступил на родине своего отца в год его 90-летия – в селе Александровка на сцене Культурно-досугового центра. А затем отправился на заключительный концерт VII Международного музыкального фестиваля уже на свою родину – в Уфу.
В отцовском селе Амира Абдразакова Ильдар оказался после многодневного фестивального тура, региональная часть которого стартовала в Сатке Челябинской области, продолжившись в Миассе, переместившись в Челябинск, затем в Магнитогорск и Оренбург, где давал мастер-классы и выступал вместе с учениками. Для автора этого текста шанс оказаться рядом с певцом на родине его отца, побывать в доме, где бережно хранятся семейные альбомы с фотографиями, где всемирно известный башкирский бас узнал, что его дед Габдульман был муллой дорогого стоил.
Об этом пока не прочитать ни в одной книге: история творилась на глазах. Так когда-то и Федор Шаляпин приезжал поностальгировать в места своего бедного, но бурного детства и юности – в Казань. Для Ильдара Абдразакова отец дал пример расширения пространства борьбы, поиска и обретения себя, выбравшись из глухомани в столицу, выучившись на актера в башкирской студии ГИТИСа, став первым директором киностудии «Башкортостан».
В селе Каяпкулово многочисленные родственники устроили Ильдару настоящий пир, на котором ближе к финалу застолья запела его тетя Лиза, младшая сестра отца, о том, как рада видеть своего любимого племянника, как желает счастья и мира ему и всем вокруг. Ее пение было подобно прикосновению к роднику, символом встречи с родной землей. На посошок все хором бодро затянули башкирско-татарский хит про соловья «Ай былбылым». А уж какой приветственный хор там устроили породистые голосистые гуси-красавцы – ни в сказке сказать, ни пером описать.
Курс на Урал, по словам Ильдара Абдразакова, был взят в качестве ответа на давние приглашения регионов выступить не только в крупных Челябинске и Магнитогорске, но и в расположенных рядом с ними Сатке и Миассе, откуда уже красиво достроился маршрут и до традиционной Уфы, с самого первого фестиваля ставшей главным центром притяжения – городе, где живет мама Ильдара Таскиря Абдразакова. Стоило прокатиться с компанией фестиваля сначала из Оренбурга до Александровки, а затем чуть больше четырех часов до Уфы, чтобы ощутить на себе необъятность земли российской, ее широких степей, где до сих пор еще так много плохо освоенных территорий, о которых можно написать сегодня примерно то же, что писал пару столетий Радищев, путешествуя из Петербурга в Москву.
В этом смысле фестивальный десант Ильдара Абдразакова хотелось сравнить с экспедициями Петра Великого, после которых все немыслимым чудом преобразовывалось и цивилизовывалось. Почему-то возникла мысль, что после посещения Ильдаром села Александровка там должен возникнуть хотя бы маленький, но музыкальный театр, притянувший бы и новые рабочие силы на радость процветания земли оренбургской. А жителям села, забившим до отказа зрительный зал, повезло даже больше, чем столичной публике в Уфе, потому что только в Александровке Ильдар исполнил знаменитую арию хана Кончака «Здоров ли князь» из «Князя Игоря» Бородина. Под невероятно трепетный, боящийся спугнуть вдохновение певца рояльный аккомпанемент Евгения Сергеева его голос звучал как никогда царственно и благодушно. В беседе со зрителями (среди которых чуть не ползала составили родственники) Ильдар Амирович сказал о том, что для него нет разницы выступать в Метрополитен-опера или здесь, в глубинке.
Концерт в зале Оренбургской филармонии представил блистательную молодежную команду Ильдара Абдразакова, которая сложилась из участников первой Летней академии, прошедшей в Петербурге. В программу вечера камерно-вокальной музыки вошли романсы и песни Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Свиридова. Питомцы гнезда Абдразакова демонстрировали хорошо выученные уроки, полученные в этой Академии, – уроки не только по тому, как красиво и содержательно петь, но и как себя держать на сцене. А Ильдар, который проходил в свое время эту школу без подобных тренингов еще до всяких многочисленных вокальных академий в России как не столько суровую, но школу жизни (судьба как раз всегда благоволила молодому басу), прекрасно знает, как важно подсказать и направить молодых и неопытных, чтобы избавить от подчас лишних хлопот, неуклюжестей и осечек, отвлекающих от творчества.
Начал концерт хозяин положения с благословения лесов, согласно строкам Толстого в романсе Чайковского, тем более что лесов в оренбургской области много меньше, чем степей. После роскошной «Серенады Дон Жуана», в которой Ильдар с наслаждением вспоминал другого ловеласа – Моцарта, он уступил место молодым коллегам. По такому же принципу строилось и второе отделение, которое Ильдар открыл романсом Рахманинова «Не пой, красавица, при мне», явив идеальный образец мужской версии этого знаменитого сопранового опуса. Младшим по званию басом проходил Елисей Лаптев, показав блестящую вокальную выправку и артистизм, достойный учителя в своем фирменном «Семинаристе» Мусоргского и «Как яблочко румян» Свиридова.
Самым молодым абдразаковским академистом стал минский тенор Иосиф Никитенко, покорявший филировкой истаивающих верхних нот, натянутой струной голосоведения и стилистической строгостью интерпретаций Глинки и Римского-Корсакова, а в песнях Свиридова «У меня отец – крестьянин» и «Подъезжая под Ижоры» – неожиданной экспрессией исполнения. Сопрано Софья Цыганкова пленила чувственностью и тембровой манкостью своего голоса, стремлением раствориться в музыке, увидеть в ней то, что за нотами, особенно в «Песне Маргариты» Глинки и «Сне» Рахманинова. Ну, а меццо-сопрано Юлии Вакуле, завершавшей концерт, была уготована участь звезды вечера. Она феерически завершила концерт «Гопаком» Мусоргского на слова Тараса Шевченко, развернув в своей сценке не песню, а целую «Сорочинскую ярмарку» в вокальной миниатюре, ворожа себе не только партию Солохи, но и много прекрасных характерных партий.
Оренбург–Санкт-Петербург