0
7160
Газета Культура Печатная версия

10.12.2024 18:49:00

Пионеры и пенсионеры

"Передвижники" в новом здании Третьяковки гонятся больше чем за двумя зайцами

Тэги: третьяковская галерея, новое здаие, выставка, передвижники

Online-версия

третьяковская галерея, новое здаие, выставка, передвижники Публика кучно группируется у суриковского «Утра стрелецкой казни». Фото агентства «Москва»

Новое здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, распахнувшее двери в конце мая и несколько месяцев простоявшее без выставок, открылось повторно «Передвижниками». До начала апреля стараниями куратора Татьяны Юденковой, пять лет назад представлявшей масштабную ретроспективу Репина, в Кадашах собрано 150 произведений не только из ГТГ, но еще из полутора десятков музеев. Нить к современности тянут грачи («Грачи прилетели») замечательного лэнд-артиста Николая Полисского, расположенные, понятное дело, недалеко от саврасовской работы. Правда, оказавшись здесь сиротами по части современности, они скорее напоминают о судьбе упраздненного музейным руководством Отдела новейших течений (см. «НГ» от 23.10.24).

Если вдруг вы спросите, сколько можно смотреть передвижников, в музее ответят, что это, во-первых, посвящение 155-летию основания Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), во-вторых, первый за полвека масштабный показ. Потому что за это время случилось «более глубокое понимание их наследия», и теперь нужна «актуализация их искусства, раскрытие его смысловой многослойности, освобождение его от идеологических штампов и стереотипов». Для музея это главный выставочный проект 2024–2025 годов. 

Что особенно нового в заявленном новом взгляде на наследие передвижников, лучше не спрашивать. Публика кучно группируется и у репинского «Крестного хода…», и у суриковского «Утра стрелецкой казни», и у прочих азбучных шедевров: стартовый раздел о дебютной выставке первого независимого художественного объединения Российской империи плавно перетекает в следующий, «Между реальностью и метафизикой». Потом фокусировка становится более точечной – на бытовом жанре, выведенном передвижниками в обход академической иерархии на первый план, «Мире детства», «Женском вопросе», «Пейзаже». Диссонанс, когда новое здание открылось современностью 150-летней давности, получил свою иронию, хотя бы и злую: потолочные световые «кессоны» отбрасывают блики на стекла картин, так что порой их просто неудобно рассматривать.

Выставочная махина не вовсе лишена драматургии. Стоит приберечь силы, ведь самое интересное (проблема содержания, первичного и часто не слишком внимательного к форме, была одним из больных мест объединения) проклюнулось в пору кризиса, которому посвящена вторая половина проекта, – с «Новыми поисками», «Отвергнутыми» (среди архивных материалов, пожалуй, главного новшества, экспонируют список баллотировавшихся на 21-ю выставку 1893-го с результатами голосования: лидируют Коровин и Серов) и «Передвижниками вне ТПХВ». Одни с товариществом взрослели, другие дряхлели, борясь с молодыми за место под солнцем. Многие переросли рамки передвижнического сообщества, чей расцвет к 1890-м сошел на нет, и по разным причинам с ним распрощались, как Репин, Суриков, Перов, Куинджи, Серов и Коровин. На десерт в музее приберегли романтический жест: группа притихших граждан на скамейке созерцает общество куинджиевских безлюдных эффектных закатов, экспрессивной формой опередивших время. И ничего, что ретроспективы того же Куинджи, Ге, Коровина, Левитана, Серова, Репина, Поленова уже показывали художников крупным планом.

Проект сделан основательно, на недостаток текстов грех жаловаться – читать не перечитать, и без новомодного «ясного языка». Все очень серьезно. Потому что красной нитью – миссия, русская ментальность, душа, смысл, психология и личность, нравственность и социальная ответственность.

Наверное, поэтому перовский портрет Достоевского, как тут пишут, «занимает первейшее место в отечественной портретописи по глубине проникновения во внутренний мир и психологию модели». Несерьезно было бы добавить, что эта психология, выраженная в том числе характерной позой, тою же позой того же года была отмечена в «Христе в пустыне» Крамского. Видимо, поэтому же перовских «Охотников», отметив сперва ироничность интонации, быстро уводят в противоположную сторону, к романтизму и умению ценить «истинную красоту» и чистоту природы, оставляя за скобками хотя бы их реальные прототипы и охотничью страсть самого Перова. А упомянув, что «Неизвестная» Крамского, вероятно, дама полусвета, резюмируют: «Ее гордое одиночество и высокомерный взгляд скрывают душевный надлом». Надлом ли, скрывают ли, – как это увидеть?

Факты не всегда сочетаются с принципом «духовно-нравственной доминанты», поэтому доминируют общие понятия. С одной стороны, тут рассказывают про историческую канву товарищества, полувековую историю выставок, показывают карту, что проходили они от Варшавы до Казани. С другой, объясняя цели всего предприятия и три первых пункта устава – про широкий географический охват, про «развитие любви к искусству» и про деньги, – пересказывают в том ключе, что «свободная продажа произведений была одним из средств реализации» первых двух задач. В самом уставе акцент другой: «облегчение для художников сбыта их произведений». Неужто пирамида духовности покачнется без финансовых эвфемизмов? 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
509
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
492
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11302
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8108

Другие новости